МВД информирует

Ответственность за экстремизм

свернуть

Об ответственности за участие в несанкционированных мероприятиях

Об ответственности за участие в несанкционированных мероприятиях

Об ответственности за участие в несанкционированных мероприятиях

   Законом Республики Беларусь «О массовых мероприятиях в Республике Беларусь» четко определен порядок проведения таких инициатив. К ним относятся собрания, митинги, уличные шествия, демонстрации и пикетирование. Любое несоблюдение установленных требований влечет административную либо уголовную ответственность.

     Гражданам, не желающим участвовать в несанкционированных мероприятиях, следует быть более бдительными, чтобы не стать соучастниками противоправных деяний. За нарушение установленного порядка проведения собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования, совершенные участником таких мероприятий, наступает ответственность по ч.1 ст.23.34 КоАП в виде штрафа или административного ареста. Более строгое наказание получит гражданин, если он участвовал в такой акции за вознаграждение. По ч. 4 ст. 23.34 КоАП его ожидает штраф от 30 до 50 базовых величин или административный арест.

   Серьезные последствия могут возникнуть за использование флагов, вымпелов, не зарегистрированных в установленном порядке, а также эмблем, символов, плакатов и транспарантов, содержание которых направлено на причинение ущерба общественному порядку, правам и законным интересам граждан, за совершение любых действий, нарушающих установленный порядок организации и проведения массового мероприятия, а также подстрекательство к таким действиям любыми методами.

   Если же участник так называемой «мирной акции» не подчинился законным требованиям должностных лиц при исполнении ими служебных полномочий, к примеру, не выполнил требования разойтись, его действия образуют еще один состав административного правонарушения, предусмотренный ст.23.4 КоАП.

   Следует отметить, что за совершение преступлений против государства, порядка управления и общественной безопасности предусмотрены строгие меры ответственности.Так, организация массовых беспорядков, сопровождающихся насилием над личностью, погромами, поджогами, уничтожением имущества или вооруженным сопротивлением представителям власти на основании ч.1 ст. 293 УК повлечет за собой наказание в виде лишения свободы до 15 лет, а участие в совершении таких действий –в виде лишения свободы до 8 лет.

    Если при проведении массовых мероприятий с нарушением установленного порядка по неосторожности наступит гибель людей, причинение тяжких телесных повреждений одному или нескольким лицам или причинение ущерба в крупном размере, то в соответствии со ст.369-3 УК за такие деяния могут назначить наказание в виде ареста, или ограничения свободы на срок до 3 лет, или лишения свободы на тот же срок.

    За организацию и подготовку действий, грубо нарушающих общественный порядок, либо активное участие в них, если они будут связаны с неповиновением законным требованиям представителей власти или повлекут нарушение работы транспорта, предприятий, учреждений и организаций грозит наказание вплоть до лишения свободы на срок до 3 лет (ст. 342 УК).

   Ответственность вплоть до лишения свободы может наступить за сопротивление сотруднику органов внутренних дел или иному лицу при выполнении ими обязанностей по охране общественного порядка (ст.363 УК), а также за насилие либо угрозу применения насилия в отношении сотрудника органов внутренних дел или его близких в целях воспрепятствования его законной деятельности (ст.364 УК).

   Случаи публичных призывов к захвату государственной власти, насильственному изменению конституционного строя Республики Беларусь, измене государству, совершению акта терроризма или диверсии, иных действий, направленных на причинение вреда национальной безопасности Республики Беларусь, либо распространение материалов, содержащих такие призывы, являются основаниями для уголовной ответственности по ст. 361 УК. За перечисленные действия, совершенные с использованием СМИ или глобальной компьютерной сети Интернет, предусмотрена уголовная ответственность в виде лишения свободы до 5 лет.

  Кроме уголовной и административной ответственности, законодательством установлено, что всякий, кто причинил вред гражданам и организациям во время проведения массовых мероприятий, обязан его возместить.

   Уважаемые граждане! Напоминаем: организация и участие в несанкционированных массовых мероприятиях без разрешения на их проведение – незаконны.

   Мы располагаем достаточным количеством сил и средств, чтобы противостоять не желающим соблюдать национальное законодательство.

   Призываем проявить благоразумие и взаимоуважение!

О недопустимости участия несовершеннолетних в несанкционированных массовых мероприятиях

   В последнее время в сети Интернет размещаются различные призывы принять участие в том или ином массовом мероприятии – собрании, митинге, уличном шествии, демонстрации. В силу несформированной жизненной позиции несовершеннолетние наиболее уязвимы и могут быть подвержены влиянию со стороны недобросовестных взрослых, поддавшись на них, несовершеннолетние рискуют нарушить действующее законодательство Республики Беларусь.

   За нарушение установленного порядка проведения собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования и иного массового мероприятия, а равно публичные призывы к организации или проведению собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования, иного массового мероприятия с нарушением установленного порядка их организации или проведения, если в этих деяниях нет состава преступления, совершенные участником таких мероприятий, предусмотрена административная ответственность по ст.  23.34 Кодекса об административных правонарушениях Республики Беларусь (далее – КоАП РБ). Совершение этих действий влечет наложение административного взыскания в виде предупреждения, или штрафа в размере от одной до 50 базовых величин, или административного ареста.

   За умышленные действия, нарушающие общественный порядок, деятельность организаций или спокойствие граждан и выражающееся в явном неуважении к обществу, предусмотрена административная ответственность по ст. 17.1 КоАП РБ. Совершение этих действий влечет наложение административного взыскания в виде штрафа в размере от двух до тридцати базовых величин или административный арест.

   Неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица государственного органа при исполнении служебных полномочий лицом, не подчиненным ему по службе, в соответствии со ст. 23.4 КоАП РБ, влечет наложение административного взыскания в виде штрафа в размере от двух до пятнадцати базовых величин или административный арест.

   Оскорбление должностного лица государственного органа при исполнении им служебных полномочий лицом, не подчиненным ему по службе, в соответствии со ст. 23.5 КоАП РБ, влечет наложение административного взыскания в виде штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин.

   За организацию массовых беспорядков, сопровождающихся насилием над личностью, погромами, поджогами, уничтожением имущества, вооруженным сопротивлением представителям власти, предусмотрена уголовная ответственность по ст. 293 Уголовного кодекса Республики Беларусь, и наказывается арестом на срок до шести месяцев, или лишением свободы от трех до пятнадцати лет.

Кодекс Республики Беларусь

об Административных Правонарушениях

Статья 23.34. Нарушение порядка организации или проведения массовых мероприятий

   1. Нарушение установленного порядка проведения собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования, иного массового мероприятия, совершенное участником таких мероприятий, а равно публичные призывы к организации или проведению собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования, иного массового мероприятия с нарушением установленного порядка их организации или проведения, совершенные участником таких мероприятий либо иным лицом, если в этих деяниях нет состава преступления, –

влекут предупреждение, или наложение штрафа в размере до тридцати базовых величин, или административный арест.

   2. Нарушение установленного порядка организации или проведения собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования, иного массового мероприятия, а равно публичные призывы к организации или проведению собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования, иного массового мероприятия с нарушением установленного порядка их организации или проведения, если в этих деяниях нет состава преступления, совершенные организатором таких мероприятий, –

влекут наложение штрафа в размере от двадцати до сорока базовых величин или административный арест, а на юридическое лицо – от двадцати до ста базовых величин.

   3. Деяния, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, совершенные повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такие же нарушения, –

влекут наложение штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин или административный арест.

   3.1. Деяния, предусмотренные частью 2 настоящей статьи, совершенные повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такие же нарушения, –

влекут наложение штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин или административный арест, а на юридическое лицо – от двадцати до двухсот базовых величин.

  4. Деяния, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, совершенные за вознаграждение, –

влекут наложение штрафа в размере от тридцати до пятидесяти базовых величин или административный арест.

  5. Деяния, предусмотренные частью 2 настоящей статьи, сопровождающиеся выплатой вознаграждения за участие в собрании, митинге, уличном шествии, демонстрации, пикетировании, –

влекут наложение штрафа в размере от сорока до пятидесяти базовых величин или административный арест, а на юридическое лицо – от двухсот пятидесяти до пятисот базовых величин.

 

свернуть

ХУЛИГАНСТВО: АДМИНИСТРАТИВНОЕ ИЛИ УГОЛОВНОЕ НАКАЗАНИЕ?

ХУЛИГАНСТВО: АДМИНИСТРАТИВНОЕ ИЛИ УГОЛОВНОЕ НАКАЗАНИЕ?

 

Зачастую большинство правонарушителей могут не осознавать, что их действия могут быть квалифицированы как хулиганство. Но всегда стоит помнить, что незнание закона не освобождает от ответственности.

Одними из наиболее распространенных правонарушений является хулиганство. Причем за его совершение может наступить как административная, так и уголовная ответственность.

Уголовная ответственность за хулиганство (согласно ст. 339 УК Республики Беларусь), также как и административная ответственность за мелкое хулиганство (ст. 19.1 КоАП Республики Беларусь) наступает с 14 лет, и это не смотря на то, что по общему правилу административной и уголовной ответственности подлежит физическое лицо, достигшее ко времени совершения правонарушения шестнадцатилетнего возраста. Это только подчеркивает общественную опасность указанных деяний и их последствий.

По итогам восьми месяцев в общественных местах совершено 283 уголовно-наказуемых хулиганств, что составляет 19,2 % от всего количества преступлений зарегистрированных в общественных местах, и 1639 мелких хулиганств.

Административная ответственность за мелкое хулиганство закреплена статьей 19.1 КоАП Республики Беларусь.

Как мелкое хулиганство квалифицируются оскорбительное приставание к гражданам и другие умышленные действия, нарушающие общественный порядок, деятельность организаций или спокойствие граждан и выражающиеся в явном неуважении к обществу.

Здесь следует понимать, что действия хулигана отличаются безнравственностью поведения, циничным отношением к гражданам.

Мелкое хулиганство может выражаться:

  • в оскорблении граждан словами и жестами;
  • распевании непристойных песен;
  • срывании плакатов, афиш, газет;
  • вывешивании в общественных местах непристойных рисунков, текстов;
  • беспричинном создании паники в общественных местах;  
  • поджигании бумаги или корреспонденции в почтовых ящиках и так далее.

При этом перечень деяний, подпадающих под эту статью, остается открытым, и главным квалифицирующим признаком является нарушение общественного порядка и спокойствия граждан.

Что следует понимать под общественным порядком?

– Законодательством данный термин не закреплен. Вместе с тем общественный порядок можно определить как систему волевых общественных отношений, складывающихся главным образом в общественных местах на основе соблюдения норм права и иных социальных норм, направленных на обеспечение личной безопасности граждан и общественной безопасности, на создание благоприятных условий для нормального функционирования предприятий, учреждений, организаций и общественных объединений, для труда и отдыха граждан, уважения их чести, человеческого достоинства и общественной нравственности, – отметил начальник УОПП МОБ УВД подполковник милиции Николай Самосюк.

Хулиганством, влекущим уголовную ответственность согласно статье 339 УК Республики Беларусь, являются умышленные действия, грубо нарушающие общественный порядок и выражающие явное неуважение к обществу, сопровождающиеся применением насилия или угрозой его применения либо уничтожением или повреждением чужого имущества, либо отличающиеся по своему содержанию исключительным цинизмом.

Следует знать, что хулиганством признаются не только умышленные действия, грубо нарушающие общественный порядок и выражают явное неуважение к обществу, но и сопровождающиеся применением насилия или угрозой его применения либо уничтожением или повреждением чужого имущества, либо отличаются по своему содержанию исключительным цинизмом.

При этом применение насилия или угроза его применения либо уничтожение или повреждение чужого имущества, а равно действия, отличающиеся по своему содержанию исключительным цинизмом, могут как сопровождать деяния, грубо нарушающие общественный порядок и выражающие явное неуважение к обществу, так и выступать в качестве самостоятельной формы грубого нарушения общественного порядка и проявления явного неуважения к обществу.

Грубое нарушение общественного порядка может выражаться в совершении таких действий, которые повлекли:

  • срыв массового мероприятия;
  • временное прекращение нормальной деятельности учреждения, предприятия, общественного транспорта;
  • причинение вреда здоровью, законным правам и интересам человека.

Явное неуважение к обществу характеризуется заведомым пренебрежением лицом общепринятыми нормами поведения в обществе, активным противопоставлением своей личности интересам общества или отдельных лиц. Это относится и к таким местах, которые не принято считать общественными, например лес, пустырь. В данном случае, соблюдение общественного порядка направлено на обеспечение спокойствия не только больших групп граждан, но и каждого члена общества в отдельности.

Исключительный цинизм в составе хулиганства – это проявление в действиях, грубо нарушающих общественный порядок и выражающих явное неуважение к обществу, крайне презрительного отношения к основным нравственным ценностям общества.

Исключительным цинизмом, в частности, может быть признано:

  • проявление бесстыдства, издевательства над больными, престарелыми, лицами, находящимися в беспомощном состоянии;
  • совершение хулиганских действий в условиях общественного или стихийного бедствия;
  • надругательство над обычаями, традициями.

Чтобы не стать жертвой хулиганских действий, нужно всегда соблюдать меры предосторожности, избегать общения с незнакомыми лицами в состоянии алкогольного опьянения, ведущими себя агрессивно.

Ввиду участившихся случаев порчи имущества, необходимо обратить внимание на защиту своего автомобиля от противоправных посягательств. Желательно парковать транспортное средство на охраняемых стоянках. Если вблизи места вашего жительства таковых не имеется, автомобиль лучше ставить на освещенных участках местности, в пределах видимости камер видеонаблюдения.

В случае, если вы стали жертвой хулиганов, или в отношении вас совершено иное противоправное деяние незамедлительно сообщите об этом в милицию по телефону «102».

свернуть

Информационные материалы о помощи жертвам торговли людьми

Официальный сайт МВД (https:/www.gov.by/ru/page/guniptl/ptl, https://www.gov.by/ru/page/departament-po-grazhdanstvu-i-migraci

свернуть

Статья 19.1. Мелкое хулиганство

Кодекс Республики Беларусь об Административных Правонарушениях
Статья 19.1. Мелкое хулиганство

Оскорбительное приставание к гражданам и другие умышленные действия, нарушающие общественный порядок, деятельность организаций или спокойствие граждан и выражающиеся в явном неуважении к обществу, –

влекут наложение штрафа в размере от двух до тридцати базовых величин, или общественные работы, или административный арест
Подробнее: https://kodeksy-bel.com/koap_rb/19.1.htm

свернуть

Злостное хулиганство (ч. 2 ст. 339 УК)

Злостное хулиганство (ч. 2 ст. 339 УК)

В предыдущей моей статье о хулиганстве подробно изложено что это за преступление, поэтому давать определение что такое хулиганство в данной статье я не буду. Вместе с тем, прежде чем продолжить разговор на ранее поднятую тему (о хулиганстве), полагаю необходимым поговорить о том, что такое злостное хулиганство ввиду, прежде всего, распространенности такого деяния, наличие важных нюансов этого преступления, его отличия от хулиганства по ч. 1 ст. 339 УК.

 

Согласно диспозиции ч.2 ст. 339 УК, хулиганство, совершенное повторно, либо группой лиц, либо связанное с сопротивлением лицу, пресекающему хулиганские действия, либо сопряженное с причинением менее тяжкого телесного повреждения является злостным хулиганством.  В отношении данного состава преступления имеется официальное разъяснение в виде отдельного постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 24.03.2005 № 1 «О судебной практике по уголовным делам о хулиганстве» (далее по тексту – Постановление Пленума ВС № 1) в котором даны разъяснения по некоторым аспектам данного состава преступления.       Лишь напомню, что понятие хулиганских побуждений дано в п. 11 ст. 4 УК, так, под хулиганскими побуждениями понимаются мотивы, выражающие стремление виновного лица проявить явное неуважение к обществу и продемонстрировать пренебрежение к общепринятым правилам общежития.    В чем же отличие злостного хулиганства от хулиганства по ч. 1 ст. 339 УК (условно назовем его простое хулиганство)? Данное отличие прямо предусмотрено диспозицией ч. 2 статьи 339 УК, (в юр. науке это называется квалифицирующие признаки) а именно:

  1. совершение хулиганства повторно;
  2. совершение хулиганства группой лиц (наиболее часто встречающаяся ситуация, которая делает данный состав преступления (ч. 2 ст. 339 УК) не менее распространенным чем простое хулиганство (ч. 1 ст. 339 УК);
  3. связанное с сопротивлением лицу, пресекающему хулиганские действия;
  4. либо сопряженное с причинением менее тяжкого телесного повреждения.

Напомню, что санкция ч. 2 ст. 339 предусматривает значительно более строгую ответственность чем за простое хулиганство, а именно не предусматривает штраф, а лишь арест, или ограничение свободы на срок до трех лет, или лишение свободы на срок от одного года до шести лет. Здесь же можно упомянуть, что прежний УК 1960 года также предусматривал такой состав преступления как злостное хулиганство (ч. 2 ст. 201 УК 1960 года) при том, что хоть санкция статьи по ней предусматривала лишение свободы на срок до шести лет, она, в силу ст. 7-1 УК 1960 года относилась к тяжким преступлениям, являя собой почти исключительный состав преступления с таким относительно небольшим предельным сроком лишения свободы, но относившейся к категориям тяжких преступлений.      

Итак, поговорим отдельно по каждому из названных квалифицирующих признаков:

1. Совершение преступления группой лиц. Поскольку хулиганство - это всегда умышленное преступление, в его совершении возможно соучастие. Согласно ч. 1 ст. 17 УК, преступление признается совершенным группой лиц, если хотя бы два лица совместно участвовали в совершении данного преступления в качестве его исполнителей (соисполнительство). Таким образом, если в совершении хулиганских действий непосредственно участвовали два и более лица, то вне зависимости от последствий или характера этих действий, если они предусмотрены диспозицией ч. 1 ст. 339 УК, такие деяния подлежат квалификации по ч. 2 ст.339 УК, при этом в отношении всех таких участников. Здесь наиболее важно отметить, что для квалификации деяния по ч. 2 ст. 339 УК не будет иметь значение степень соучастия (это особенно актуально, когда к примеру, в применении насилия к какому-либо лицу принял участие один из компании, однако, его сотоварищ (с юр. точки зрения соучастник) лишь, к примеру, препятствовал иным лицам оказать помощь избиваемому, вмешаться в ситуацию чтобы прекратить насилие и т.п. либо оказал незначительную помощь в действиях по умышленному уничтожению имущества, даже опосредованно и т.д. и т.п. Вместе с тем, в силу ст. 62 УК, п. 20 Постановления Пленума ВС № 1, сложившейся правоприменительной практики, обстоятельства совершения преступления, конкретной роли каждого из соучастников (особенно организаторов и активных участников групповых хулиганских действий) имеет большое значение для меры ответственности за совершенное деяние, поэтому безразличное отношение к защите при привлечении к ответственности за совершение групповых действия необдуманно и неправильно. Также очень важно установить роль каждого лица в случае совершения хулиганских действий на предмет того, охватывался ли умысел к примеру, одного из участников драки на причинение конкретному лицу каких-либо телесных повреждений не из хулиганских побуждений, в то же время как его сотоварищи решили покуражится и уже из хулиганских побуждений начали применять насилие к потерпевшему или его сотоварищам, особенно если впоследствии кем-либо из них было применено оружие или другие предметы, используемые в качестве оружия для причинения телесных повреждений. Также, нередко, после драк и т.п. кто-то из ее участников действуя самостоятельно отнимает какую-либо вещь у потерпевшего, совершая таким образом грабеж или разбой (в зависимости от конкретных обстоятельств) что требует разграничение данных деяний от действий иных лиц, тем более, что ст.ст. 206 и 207 УК также имеют разные части и совершение подобных действий группой лиц более чем существенно усугубляет ответственность лица их совершившего. Как упоминалось мною ранее в предыдущих статьях, нередки случаи, когда потерпевшему, или одному из них в результате драки причиняются тяжкие телесные повреждения, что не охватывается диспозицией ч. 2 или ч. 3 ст. 339 УК, в связи с чем требуется правильно установить направленность умысла лиц совершавших насилие и характер таких действий, чтобы к ответственности за подобное тяжкое преступления не были привлечены те участники драки и т.п. которые не имели умысла на такие последствия и, главное, не совершали действий направленных на наступление таких последствий. Зачастую, при объективном расследовании дела становится очевидным, что на первый взгляд потерпевшие по конкретному уголовному делу таковыми не являются, а в действительности кто-то из них, или они все сами совершали хулиганские действия беспричинно или по малозначительному поводу приняв участие в драке и т.п. однако, в результате говоря простым языком, оказались битыми. Нужно также знать (хотя по хулиганству такое бывает редко), что соучастие в иной форме (ст. 16 УК) может не образовывать состава ч. 2 ст. 339 УК (когда к примеру, кто-либо совершил организацию или подстрекательство совершить хулиганство конкретное лицо, однако, сам не принимал непосредственное исполнение такого преступления.

 

2. Совершение преступления повторно. Согласно ст. 41 УК повторностью преступлений признается совершение двух или более преступлений, предусмотренных одной и той же статьей Особенной части УК. При этом, преступление не признается повторным, если за ранее совершенное преступление лицо было освобождено от уголовной ответственности либо судимость за это преступление была погашена или снята в установленном законом порядке. Таким образом, если лицо совершившее деяние предусмотренное частью 1 ст. 339 УК, но имело непогашенную судимость за совершение преступления по любой части ст. 339 УК либо ранее совершило данное преступление(я), сроки давности по ответственности за которое(ые) не истек(ли) (ст.ст. 83, 84 УК) оно подлежит уголовной ответственности по ч. 2 ст. 339 УК. На практике, наиболее сложным является разграничение повторности деяний в случаях, когда одно и то же лицо, совершает серию хулиганских действий с небольшими перерывами, особенно при различных объектах посягательства и в разных местах (например, в один вечер и последующую ночь такое лицо сначала разбивает непонравившиеся ему витрины, затем спустя некоторое время в другом месте учиняет драку с неизвестным лицом, а затем спустя время повреждает припаркованные автомобили и т.д. и т.п.). Ответ на вопрос по правильной квалификации таких деяний (является ли это одно преступление или несколькими, а значит повторными, содержится, в частности, в п. 15 Постановления Пленума ВС №1.

 

3. Связанное с сопротивлением лицу, пресекающему хулиганские действия. На первый взгляд здесь вроде как все понятно, однако, на практике, в определенных случаях может возникать сложности в правильном понимании и соответственно квалификации таких деяний. Так, если потерпевший(е) лишь сопротивляется(ются) насилию, это не может рассматриваться как пресечение хулиганских действий. Согласно п. 10 Постановление Пленума ВС №1 под  сопротивлением лицу, пресекающему хулиганские действия, понимаются активные действия виновного, направленные на физическое воспрепятствование лицу, пресекающему хулиганство. Под пресечением хулиганских действий понимаются законные активные действия любого лица (за исключением потерпевшего), направленные на прекращение хулиганства, включая применение силы. Просьба прекратить совершение хулиганства сама по себе не может рассматриваться как пресечение. При этом, оказание сопротивления после прекращения хулиганских действий, например, при задержании виновного, а равно сопротивление, оказанное при пресечении мелкого хулиганства, не может рассматриваться в качестве квалифицирующего признака, предусмотренного ч. 2 ст. 339 УК. Такие действия подлежат самостоятельной юридической оценке (п. 11 Постановления Пленума ВС № 1).

 

4. Сопряженное с причинением менее тяжкого телесного повреждения. Понятие менее тяжкого телесного повреждения дано в ч. 1 ст. 149 УК, устанавливается посредством обязательного проведения судебно-медицинской экспертизы (ст. 228 УПК). Конкретные критерии менее тяжких телесных повреждений описаны Инструкцией о проведении судебно-медицинской экспертизы об определении степени тяжести телесных повреждений, утвержденной постановлением Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь от 24.05.2016 № 16. Поскольку, как упоминалось, преступление по ст. 339 УК, это всегда умышленное преступление, то и деяние сопряженные с причинением менее тяжкого телесного повреждения возможны лишь посредством прямого или косвенного умысла (ст. 22 УК), в том числе при сложной форме вины (ст. 25 УК). 

свернуть

Статья 293. Массовые беспорядки

Статья 293. Массовые беспорядки

Давайте в начале разберёмся, что это за преступление и в чём его суть. Основной и непосредственный объект данного преступления – это основы общественной безопасности. Дополнительными объектами могут являться собственность, здоровье и телесная неприкосновенность людей.

10

Объективную сторону преступления образует совершение четырех видов действий:

  • организация массовых беспорядков, сопровождавшихся насилием над личностью, погромами, поджогами, уничтожением имущества, вооруженным сопротивлением представителям власти (ч. 1 ст. 293 Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее – УК));
  • участие в массовых беспорядках, выразившееся в непосредственном совершении действий, указанных в ч. 1 ст. 293 УК (ч. 2 ст. 293 УК);
  • обучение или иная подготовка лиц для участия в массовых беспорядках, сопровождающихся совершением действий, предусмотренных ч. 1 ст. 293 УК (ч. 3 ст. 293 УК);
  • финансирование или иное материальное обеспечение деятельности, указанной в ч. 3 ст. 293 УК (ч. 3 ст. 293 УК).

Под массовыми беспорядками понимаются совместные действия значительного количества людей, грубо нарушающие установленный порядок поведения на определенной территории.

Организация массовых беспорядков заключается в объединении толпы и вовлечении её в массовые беспорядки, а также в руководстве действиями толпы в ходе таких беспорядков. Организаторы подбирают и организовывают агрессивных людей, склонных к насилию, совершению погромов, поджогов, вооруженному сопротивлению представителям власти, желающих публично выражать свои претензии и недовольства, психически неуравновешенных. Организаторы обеспечивают участников массовых беспорядков оружием или предметами, которые могут быть использованы в качестве оружия.

Насилие над личностью заключается в нанесении побоев, истязании либо причинении телесных повреждений различной степени тяжести. При квалификации нужно учитывать, что ч. 2 ст. 293 УК охватывается умышленное причинение легких, менее тяжких телесных повреждений, а также причинение по неосторожности телесных повреждений любой тяжести или смерти по неосторожности.

Погромы – это массовые действия, направленные против какой-либо группы населения, сопровождающиеся насилием над личностью, разрушением, разграблением, разорением, осквернением помещений, зданий и сооружений, уничтожением чужого имущества.

Уничтожение имущества означает полное приведение его в негодность.

Поджоги предполагают использование огня в качестве средства повреждения или уничтожения имущества.

Под вооруженным сопротивлением представителям власти необходимо понимать осуществление активного противодействия представителям власти с применением либо угрозой применения огнестрельного, холодного или иных видов оружия.

Обучение для участия в массовых беспорядках представляет собой проведение специальных занятий, тренингов по приобретению навыков физического воздействия на человека для нападений, активного сопротивления представителям власти, обучению тактике осуществления групповых насильственных действий.

Финансирование деятельности по обучению или иной подготовке лиц для участия в массовых беспорядках представляет собой сбор, предоставление денежных средств на указанные цели, а также на приобретение орудий преступления и т.д. Иное материальное обеспечение предполагает предоставление орудий преступления, технических и транспортных средств для обеспечения массовых беспорядков и т.д.

 Субъект преступления общий, ответственность наступает с 16 лет. От 16 и до 18 лет при рассмотрении таких дел обязательно участие родителей или законных представителей.

Уголовный Кодекс Республики Беларусь
Статья 293. Ответственность за массовые беспорядки

Организация массовых беспорядков, сопровождавшихся насилием над личностью, погромами, поджогами, уничтожением имущества или вооружённым сопротивлением представителям власти, – наказывается лишением свободы на срок от 5 до 15 лет.

Участие в массовых беспорядках, выразившееся в непосредственном совершении действий, названных в части 1 настоящей статьи, – наказывается лишением свободы на срок от 3-х до 8 лет.

Обучение или иная подготовка лиц для участия в массовых беспорядках, сопровождающихся совершением действий, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, а равно финансирование или иное материальное обеспечение такой деятельности – наказываются арестом или лишением свободы на срок до 3-х лет.

Как органы МВД могут найти участников несанкционированных митингов?

Сотрудники правоохранительных органов ведут видеосъёмку непосредственно на массовых мероприятиях. Как правило, это лица в гражданской одежде с маленькими камерами в руках. Именно они и фиксирует происходящее. Также сотрудники просматривают аккаунты в социальных сетях, публикации в СМИ, где и находят участников акций.  Существует ещё один способ – это сигнал мобильного телефона, который обнаруживается в местах скопления людей.

свернуть

Статья 147. Умышленное причинение тяжкого телесного повреждения

Уголовный Кодекс Республики Беларусь
Статья 147. Умышленное причинение тяжкого телесного повреждения

1. Умышленное причинение тяжкого телесного повреждения, то есть повреждения, опасного для жизни, либо повлекшего за собой потерю зрения, речи, слуха, какого-либо органа или утрату органом его функций, прерывание беременности, психическое расстройство (заболевание), иное расстройство здоровья, соединенное со стойкой утратой общей трудоспособности не менее чем на одну треть, либо вызвавшее расстройство здоровья, связанное с травмой костей скелета, на срок свыше четырех месяцев, либо выразившееся в неизгладимом обезображении лица или шеи, –

наказывается ограничением свободы на срок от трех до пяти лет или лишением свободы на срок от трех до восьми лет.

2. То же деяние, совершенное:

1) в отношении лица, заведомо малолетнего, престарелого или находящегося в беспомощном состоянии;

1-1) в отношении заведомо для виновного беременной женщины;

2) в отношении похищенного человека или заложника;

3) способом, носящим характер мучения или истязания;

4) с целью получения трансплантата;

5) в отношении лица или его близких в связи с осуществлением им служебной деятельности или выполнением общественного долга;

6) из корыстных побуждений либо по найму;

7) из хулиганских побуждений;

8) по мотивам расовой, национальной, религиозной вражды или розни, политической или идеологической вражды, а равно по мотивам вражды или розни в отношении какой-либо социальной группы;

9) группой лиц;

10) общеопасным способом, –

наказывается лишением свободы на срок от пяти до десяти лет.

3. Деяния, предусмотренные частями 1 или 2 настоящей статьи, совершенные повторно, либо лицом, ранее совершившим иное преступление, сопряженное с умышленным причинением тяжкого телесного повреждения, либо ранее совершившим убийство (за исключением преступлений, предусмотренных статьями 140 - 143 настоящего Кодекса), а равно в отношении двух или более лиц, либо повлекшие по неосторожности смерть потерпевшего, –

наказываются лишением свободы на срок от пяти до пятнадцати лет.

свернуть

Количество преступлений, совершенных несовершеннолетними или с их участием за 10 месяцев 2023 года

По информации Министерства внутренних дел Республики Беларусь по итогам 10 месяцев 2023 года в сравнении с аналогичным периодом 2022 года количество преступлений, совершенных несовершеннолетними или с их участием, уменьшилось (- 8,8%; с 1 146 до 1 045).

При этом рост преступлений отмечен в Гомельской (+6,9%; с 217 до 232), Могилевской (+1,5%; со 131 до 133) областях и г. Минске (+3,8%; со 184 до 191).

По отдельным видам преступлений, совершенных несовершеннолетними и при их соучастии, следует отметить рост числа:

умышленных причинений тяжких телесных повреждений (в 2 раза; с 4 до 8), наиболее значительный в Брестской области (с 0 до 2);

разбоев (с 0 до 3), совершены в Гомельской, Могилевской областях и г. Минске.

Отмечено снижение (-8,3%; со 193 до 177) числа совершенных несовершеннолетними и при их соучастии особо тяжких и тяжких преступлений. При этом количество указанного вида преступлений увеличилось в Витебской (в 2,3 раза; с 10 до 23) и в г. Минске (+84,0%; с 25 до 46).

Также наблюдается уменьшение количества несовершеннолетних участников уголовно-наказуемых деяний в составе группы лиц (-12,2%; с 384 до 337). При этом следует обратить внимание на увеличение числа детей, участвовавших в совершении преступлений в составе организованных групп (+36,7%; с 42 до 57), наиболее значительное в г. Минске (в 3,4 раза; с 7 до 24).

Более четверти преступлений с участием несовершеннолетних совершалась в ночное время (29,0%; 303). Наибольший удельный вес таких преступлений отмечен в Минской (34,6%; 47) области и в г. Минске (32,4%; 62).

Исходя из анализа подростковой преступности по дням недели, наибольшее количество уголовно-наказуемых деяний совершалось по субботам (18,2%; 190) и понедельникам (15,8%; 165), наименьшее – по вторникам (12,4%; 130).

свернуть

Внимание! Операция Вишинг

Фишинг: как защитить свой банковский счет

Творческий конкурс "Зима без опасностей"

ВНИМАНИЕ❗️ КОНКУРС❗️

❄️ Каникулы подходят к завершению, но зима еще в самом разгаре!

💥 С 5 по 19 января МВД проводит творческий конкурс "Зима без опасностей"

Ребята, расскажите нам о ваших правилах безопасного поведения на улице, в транспорте, при катании с горки, в морозную погоду и т.п.

Для участия:

 Сочините тематическое стихотворение, снимите видео, сделайте фото или рисунок.

 Опубликуйте свой творческий продукт о безопасности у себя в инстаграм, обязательно отметьте наш аккаунт @press_mvdby и не забудьте поставить хэштег #зимабезопасностей2023.

❗️Самые интересные работы будут опубликованы в социальных сетях МВД, а победители получат подарки.

Желаем удачи и креатива!

свернуть
Меню раздела