О деструктивном поведении подростков
Проблемы поведенческого плана возникают как у несовершеннолетних детей, так и у молодежи, ведущей активный образ жизни. Деструктивное поведение свойственно всем людям независимо от возраста. Это модель поведения, когда различными способами нарушаются общепринятые нормы и правила. Совершение зачастую необдуманных действий и поступков ведет к поиску возможных путей выхода из кризисных состояний такого рода.
Деструктивное поведение является неодобряемым со стороны общества, нестандартным, а порой и патологическим. Чаще всего такое поведение свойственно подросткам, ведь они переживают в своей жизни переломные моменты, происходят возрастные изменения психики, они сталкиваются с первыми взрослыми проблемами в обществе, непониманием со стороны взрослых, в результате этого происходят деструктивные изменения личности, которые выражаются в разрушительных поступках. Внешняя реакция выражается в движениях, поступках, словах это может быть жестокое обращение не только с людьми, с животными, вандализм, теракты, употребление алкоголя, суицидальные попытки. Внутренняя деструкция всегда находит выход и проявляется в поступках и действиях. Это своеобразный ответ на сложившуюся ситуацию и результат неправильной адаптации в обществе, неумение регулировать на свое психоэмоциональное состояние.
Любая модель поведения закладывается и формируется в детстве, когда ребенок усваивает информацию, которая будет определять его взаимоотношения с окружающими. Полноценная семья, члены которой проявляют заботу и внимание друг к другу, благотворно влияет на формирование детской психики, закладывает конструктивные модели поведения. Дети, не получившие такого рода пример поведения, находятся в группе риска. Часто перенимают деструктивную модель поведения своих родителей.
Ребенок, который демонстрирует поведение такого рода не в состоянии найти себя в обществе, разрушительный характер его поведения только усиливается. Он демонстрирует склонность к критике, осуждению, выражает оскорбительно-непочтительное поведение. Пытается самоутвердиться за счет других членов коллектива. Избегает открытого общения.
Деструктивное поведение проявляется в переломный момент жизни как защита от агрессора, раздражителя, реакция на сложившиеся обстоятельства, открытое проявление своей неприязни. Поступки деструктивного человека приводят окружающих в недоумение, родителям необходимо задуматься о том, в чем истинная причина таких разрушительных действий.
Внутренний мир человека подвергается опасности, он начинает разрушать все вокруг: проявляет грубость по отношению к окружающим, портит имущество, совершает насильственные действия. Последствия такого поведения могут быть разными от выпадения личности из социума до полной изоляции.
Деструктивное поведение успешно развивается на фоне массовых социальных отклонений, к которым относятся алкоголизм, преступность, ситуативные отклонения, ослабление мер общественного воздействия – отсутствие критики со стороны, осуждения, безнаказанность за проступки и совершение антиобщественных действий.
Сам по себе ребенок не виновен в том, что он плох. Его формируют условия, в которых он развивается, взрослые, которые его окружают. Худшее, что может быть, это возведение ребенка в ранг отвергнутого, преступника, создание условий, чтобы сделать его таковым.
Для коррекции поведения ребенка, демонстрирующего деструктивное поведение, необходимо как родителям, так и окружающим его людям понять, почему ребенок действует именно так.
Необходимо помочь ребенку реализовать себя в разных направлениях деятельности путем проб и экспериментов, помочь найти занятие по душе. Необходимо терпимее относится к промахам и ошибкам своего ребенка, попытаться объяснить, где он ошибся, быть примером для него. И элементарно не пренебрегать тактильным общением с детьми. Уровень серотонина – гормона радости, который вырабатывается при личном тактильном контакте с ребенком, влияет на поведение любого человека. Это дополнительный фактор, формирующий определенные модели поведения.
Экстремизм среди молодежи в наше время стал массовым явлением. Подростки находятся на пороге новой жизни, сталкиваются с новыми проблемами и препятствиями, неопределенностью, отсюда повышенная тревожность, стрессы. В таком состоянии подросток способен на деструктивные поступки не только по своей воле, но и под влиянием других лиц.
Профилактика деструктивного поведения заключается в формировании определенных качеств, социализации личности. Начинается в семье, продолжается в учебных заведениях, особое внимание при этом необходимо уделять адаптации детей к обществу, закладывать нормы и правила поведения, формировать правильное мировоззрение.
Необходим контроль посещаемости, отслеживание успеваемости, привлечение к общественным мероприятиям, коллективной работе, учителя и педагоги должны быть в курсе сложных семейных проблем и ситуаций, знать уровень воздействия родителей на поведение детей для проведения коррекционной и иной помощи родителям и детям.
Родителям во избежание развития деструктивной модели поведения необходимо знать, с кем общается ребенок, он может попасть в асоциальную компанию или вступить в асоциальные группы в интернете. Необходимо научить подростка основным правилам безопасности для осознания ответственности за свою жизнь, последствий своих поступков. Вместе с тем, чрезмерный контроль, авторитаризм или наоборот вседозволенность пагубно влияют на психологическое состояние ребенка. Возможно проявление агрессии по отношен к родит или другим людям. Отсутствие интереса к своему ребенку чревато ощущением брошенности и одиночества.
Необходимо найти золотую середину, выявить кризисные состояния своего ребенка, понять, почему он расстроен, импульсивен, изолировался от всех, понять причину и устранить ее. Нужно помочь ребенку с самоопределением – использовать хобби, возможность попробовать себя в разных направлениях, чтобы он выбрал то, от чего будет получать удовольствие и положительную энергию, поддержать его в этих начинаниях. Интересоваться делами своего ребенка, быть в курсе отношений с одноклассниками, сверстниками, учителями, он должен ощущать себя значимым. Обращать внимание на самооценку, быть примером для него.
Необходимо прививать ребенка к мотивации на достижение цели, т.к. это поможет избежать саморазрушения. Обязательно поддержать в моменты неудач, ошибки случаются со всеми и это нормально.
Если ваш ребенок подвергся жестокому обращению или сам проявил его по отношению к другим, незамедлительно реагируйте на ситуацию. Только так можно предотвратить развитие стресса, дать понять, насколько важен вам сам ребенок, а также показать, что любое проявление агрессии, поведения не соответствующего общественным нормам влечет за собой определенное наказание.
Особую значимость составляет привлечение к совместному труду, обсуждение мотивации его поступков. Необходимо предоставлять возможность своему ребенку полноценно отдыхать и удовлетворять свои базовые потребности для снятия эмоционального напряжения и психического здоровья.
Если вы считаете, что не сможете самостоятельно решить возникшие проблемы, обратитесь за помощью к профессионалам для психологической поддержки своего ребенка. Не нужно отказываться от помощи квалифицированных специалистов.
Для установления контакта с ребенком, как считают специалисты, следует изучить новые направления в молодежной среде, субкультуры, аббревиатуры, быть с ребенком на одной волне, формировать у ребенка жизненные ценности.
На своем примере ребенку можно рассказать о своих ошибках, своем опыте, показать, как можно выйти из кризисной ситуации, как общаться с людьми. Поделиться опытом разочарования в отношениях, историями из детства, показать, как все проходят через определенные жизненные этапы, дать понять, что ребенок в этом не одинок.
Необходимо развивать эмпатию – научить правильно общаться с другими людьми, понимать их чувства, избавиться от агрессии. Научиться поддерживать себя в трудную минуту, находить точку поры, которая поможет почувствовать уверенность и защищенность.
Что бы ни явилось причиной деструктивного поведения, нужно вовремя реагировать на тревожные сигналы, выявлять причины подобной модели поведения, устранять их, сообща работать в этом направлении с педагогами.