Патриотическое воспитание как приоритет государственной политики в Республике Беларусь
Формированию патриотизма и патриотическому воспитанию в Республике Беларусь уделялось и продолжает уделяться большое внимание. В то же время это сложное понятие по-прежнему иногда трактуется поверхностно. А ведь набор заложенных в термин «патриотизм» смыслов очень широк и многообразен. Патриотизм характеризуется как духовно-нравственное чувство, выражающееся в заботе об интересах Родины, готовности к самопожертвованию ради нее, гордости за ее успехи и достижения, уважении к культуре и истории. Данное чувство относится к высшей ценности духовной культуры личности, которую необходимо воспитывать в человеке, чтобы он смог активно и разумно выполнять свой гражданский долг, осознавать свои обязанности, отстаивать свои права, соблюдать и уважать законы страны, прошлое и настоящее своего народа, его традиции. Белорусские ученые определяют патриотизм как моральный и политический принцип. К моральной составляющей относится любовь ко всему отечественному: от местности, где человек родился, его народа, языка, культуры и до государства, гражданином которого он является. В политическом смысле патриотизмом является преданностью всему, что связано с суверенитетом своего государства, его независимостью и самостоятельностью, безупречным выполнением гражданских обязанностей. Формирование патриотизма – одна из актуальнейших задач любого государства, поскольку именно он выступает в качестве своеобразного «цемента» общества. Особое значение патриотических ценностей состоит в том, что им в высшей степени свойственна нацеленность на установление и укрепление начал общности, единства и консолидации, на осознание прочной взаимосвязи ключевых общественных и государственных интересов. Патриотизм выступает не столько как долг перед чем-то внешним, сколько внутренней потребностью, так как его исполнение нужно не «Родине», а самому человеку, ведь именно это дает моральную ориентацию в жизни – человек становится не просто гражданином своей страны, но патриотом. Таких людей у нас в стране, по данным последних социологических исследований, более половины населения (58,3%), а привязанность к Республике Беларусь испытывают 84% граждан. В различных жизненных обстоятельствах патриотизм будет проявляться по-разному: самопожертвование во время военных действий или иных экстремальных ситуаций – это высший акт патриотизма, высшее проявление свободы и независимости индивидуальной человеческой личности.
И, наоборот, отказ жертвовать собой во имя рода, народа и родины в целях спасения собственной жизни есть высшее проявление антипатриотизма – то, что у всех народов называется одинаково: предательство Родины, изменничество.
Государственные праздники - это праздники, установленные в Республике Беларусь в ознаменование событий, имеющих особое историческое либо общественно-политическое значение для Республики Беларусь, оказавших существенное влияние на развитие белорусского государства и общества.
Государственные праздники, отмечаемые в Республике Беларусь:
День Конституции
15 марта
День единения народов Беларуси и России
2 апреля
День Победы 9
9 мая
Государственного флага Республики Беларусь
второе воскресенье мая
День Независимости Республики Беларусь
3 июля
День народного единства
День Конституции
Праздничные дни: общереспубликанские
Новый год
1 и 2 января
День защитников Отечества и Вооруженных Сил Республики Беларусь
23 февраля
День женщин
8 марта
Праздник труда
1 мая
День Октябрьской революции
7 ноября
религиозные
Рождество Христово (православное Рождество)
7 января
Пасха
по календарю православной и католической конфессий
Радуница
по календарю православной конфессии
День памяти
2 ноября
Рождество Христово (католическое Рождество)
25 декабря
Решение об установлении государственных праздников и праздничных дней, наделении соответствующего события статусом государственного праздника принимается Президентом Республики Беларусь. Проведение по случаю государственных праздников и праздничных дней официальных торжественных мероприятий, военных парадов, артиллерийских салютов и фейерверков осуществляется в соответствии с законодательством. Дни, посвященные выдающимся событиям, традиционным датам, чествованию работников определенной профессии, отрасли хозяйства или сферы деятельности и т.д., являются праздничными днями, если это установлено Президентом Республики Беларусь. Даты, не обладающие признаками государственных праздников или праздничных дней, но связанные с определенными историческими событиями в жизни государства и общества либо традиционно отмечаемые отдельными категориями граждан, являются памятными датами. Праздничные даты – традиционно отмечаемые значительным количеством граждан события, которые не наделяются в Республике Беларусь официальным статусом государственного праздника, праздничного дня или памятной даты. В Республике Беларусь могут отмечаться праздничные даты, установленные актами международных организаций, иными международно-правовыми документами, а по решению Президента Республики Беларусь – другие государственные праздники, праздничные дни и памятные даты, кроме определенных Указом Президента Республики Беларусь от 26 марта 1998 г. № 157 «О государственных праздниках, праздничных днях и памятных датах в Республике Беларусь».
Тема патриотического воспитания популярна как никогда. Время такое – говорить о важном, напоминать о ценном. Но каким образом вычленять в информационном пространстве факты, не приправленные доброй порцией лжи? Какие слова находить в разговоре с современной молодежью, завсегдатаями соцсетей и почитателями быстрых видео, о любви к Родине, чтобы вдохновлять, а не вызывать скуку? Можно ли сохранить память о своем историческом прошлом навсегда?
В 2022 году Министерство образования презентовало уникальную интерактивную платформу «Патриот.BY», чтобы ответить и на эти острые вопросы! Здесь можно узнать о самых масштабных проектах патриотического направления со всей страны, просмотреть библиотеку с обучающими материалами и документами, лекции спикеров, прогуляться по интерактивным экспозициям и даже посетить онлайн-кинозал.
Патриотизм выступал и выступает главным объединяющим фактором, помогающим народу преодолеть невзгоды, выстоять в трудные периоды истории. Не может считаться цивилизованным общество, если составляющие его граждане не будут ощущать потребности обогатить и приумножить историческое наследие, бережно относиться к своей Отчизне, культурным и историческим ценностям. Как красиво, а главное точно, сказано патриотизм – это горячо любить свой народ, а не ненавидеть другие.
Патриотическое воспитание– это воспитание гражданина, горячо любящего свою Родину. Если патриотизм – это любовь к Отчизне, то патриотическое воспитание должно быть направленно на формирование у подрастающего поколения этого высокого, великого чувства.
Военно-патриотическое воспитание – это многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность государственных органов, общественных объединений и организаций по формированию у молодежи высокого патриотического сознания, возвышенного чувства верности к своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Вот, что мы, педагоги школы понимаем под патриотическим воспитанием, а главное, какие цели преследуем в этой воспитательной работе, что должны ожидать в результате патриотического воспитания:
научить подрастающее поколение горячо любить свою Родину, свой народ;
сформировать чувство сопереживания к судьбе Отечества, все свои усилия направить на служение Родине, ее интересам;
на основе исторических примеров воспитать высококультурную личность, многосторонне развитого гражданина в нравственном, культурном, физическом отношении.
Цель военно-патриотического воспитания в нашей школе – является развитие у обучаемых гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование у школьников профессиональных значимых ориентаций, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества, особенно в процессе военной и других, связанных с ней, видов государственной службы,
одновременно развитие в личности высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление личности, обладающей позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества.
Кроме того, целью военно-патриотического воспитания учащихся школы есть развитие и воспитание ответственного отношения к себе, своей семье, обществу, людям, гражданско-патриотической компетентности, приобретение опыта участия в общественной жизни, гражданских инициативах, социально значимых проектах, имеющего активную жизненную позиции.
Планируя военно-патриотического воспитание учащихся, педагогический коллектив школы ставит перед собой следующие задачи:
а) формировать:
уважение к правам, свободам и обязанностям человека;
ценностные представления о любви к Республике Беларусь, народу страны, к своей малой родине;
нравственные представления о долге, чести и достоинстве в контексте отношения к Отечеству, к согражданам, к семье;
компетенции и ценностные представления о верховенстве закона и потребности в правопорядке, общественном согласии и межкультурном взаимодействии;
военно-патриотических традиций, связанных с памятными датами военной истории нашей страны, проведение уроков Мужества, тематических классных часов, встречи с ветеранами ВОВ, тружениками тыла, детьми военных лет, вручение поздравительных адресов, поделок ветеранам ВОВ, труженикам тыла, вдовам ветеранов ВОВ;
патриотическое чувство это веру в себя, веру в то, что школьник может, знает и умеет, чувство собственного достоинства.
б) развивать:
усвоение содержания таких понятий как «служение Отечеству», «правовая система и правовое государство», «гражданское общество», об этических категориях «свобода и ответственность», о мировоззренческих понятиях «честь», «совесть», «долг», «справедливость» «доверие» и др.;
участие в волонтёрских движениях, шефство над ветеранами ВОВ, тружениками тыла и одинокими пенсионерами, деятельность по оказанию помощи инвалидам, участие в экологических акциях города и района, просветительские беседы с участием представителей правоохранительных органов, суда, прокуратуры и другие;
военно-патриотическое воспитание, прежде всего, в ходе учебного процесса. где школа призвана вооружить школьников не только идейно, но и вооружить их военными знаниями, умениями и навыками, воспитывать в них патриотические чувства, связать их с практикой поведения;
действенность военно-патриотического воспитания находится в прямой зависимости от единства учебной и внеучебной работы в школе, от организации разнообразной военно-патриотической деятельности. Внеучебная военно-патриотическая работа в школе позволяет знания, полученные на уроке, превратить в личные убеждения каждого ученика, определить норму его поведения.
Что включает в себя патриотическое воспитание школьников?
Уровни патриотизма
Задачи патриотического воспитания на примере школы
Методы патриотического воспитания
Формирование правовой среды для развития социально-патриотического воспитания
3. Роль педагога в патриотическом воспитании
Родина – это такое простое и сложное понятие одновременно. Она бывает большая и малая, понятная и загадочная, включает в себя так много, но все понятное и близкое сердцу. Любовь к Родине – ценное нравственное качество, которое идет рядом с чувством коллективизма, дружбы, трудолюбия, культуры поведения.
Можно ли его воспитать в людях или оно приобретается при рождении?
Есть люди, которые родились вдали от Родины предков, но выросли и впитали культуру своей «Новой Родины». Значит, чувство любви к Отчизне можно взрастить, в этом направлении стоит работать родителям, воспитателям, учителям.
1.Что такое патриотизм
Является ли любовь к Родине безусловной? Вопрос неоднозначный, но с другой стороны родная земля дает нам язык, семью, друзей, образы родного края, возможности для развития и поддержку, культуру, образ мыслей, коллективное «мы».
Понятие “Я – патриот”
В русской культуре и истории заключена огромная база для патриотического воспитания. Герои прошлых лет не раз доказывали свою любовь к Родине своими доблестными поступками, когда на первое место они ставили общее благо в обмен на свою жизнь. Такие исторические эпизоды оставляют неизгладимый след в сознании школьника.
Педагоги и психологи единодушны в том, что школьные годы – это самое благоприятное время для привития чувства любви к Родине, это важная цель этого периода.
Патриотическое воспитание – это неотъемлемая составляющая гармонично развитой личности. В сознании людей из одной культуры заключены базовые понятии добра и зла, справедливости, долга. Работа над становлением патриотических чувств систематическая и планомерная.
2.Что включает в себя патриотическое воспитание школьников?
развитие любви к своему отечеству;
готовность действовать в интересах Родины, пренебрегая своими собственными;
гордость за культуру Родины, ее достижения, успехи;
стремление встать на защиту интересов Родины и народа, когда в этом возникает необходимость;
преданность Отечеству.
2.1. Уровни патриотизма
Личностный. Этот уровень включает взгляды и мировоззрение конкретного человека, допустимые нормы поседения, идеалы. В случае школьного коллектива – это патриотические чувства каждого конкретного ребенка. Цель – воздействие на личность ребенка.
Общественный. Это макроуровень патриотизма – часть общественного сознания, она находит свое выражение в коллективном настроение, чувствах, культуре, представления, образе жизни, ценностях.
Гражданско-патриотическое воспитание – состав
Патриотическое воспитание школьников – это повышение активности будущих граждан, развитие ответственности, сохранение духовности, укрепление государства.
Глобальные цели могут быть решены только по средства решения масштабных задач:
уважение к истории, культуре, героическому прошлому страны;
повышение престижа военной службы;
вовлечение в решение социально-экономических, патриотических, культурных, правовых вопросов;
изучение и понимание основного закона страны, создание условий для реализации всех прав и свобод граждан;
привитие гражданам чувства гордости и уважения к своей стране;
формирование и развитие терпимости к носителям другой культуры.
2.2. Задачи патриотического воспитания на примере школы
Формирование целостной картины и знаний о своей Родине. Эти знания школьник могут получить не только на кружке и факультативе по военно- патриотическому воспитанию, но и на уроках географии, на первых уроках этих дисциплин учитель дает преставление о расположении, климате, экономике, демографии, культурных особенностях.
Знание истории своего Отечества. Программа средней школы включает историю страны, родного края, всемирную историю с проекцией на Родную страну. Беларусь имеет богатую историю и не простую судьбу, понимание современности невозможно без детального изучения прошлого.
Цель - воспитание у подрастающего поколения интереса к окружающему миру. На уроках биологии школьники знакомятся с природой, флорой и фауной, живой интерес вызывает родная природа. Очень популярны среди школьников экскурсии по Родному краю.
Школьный возраст один из самых благоприятных для усвоения норм и знакомства с общественной жизнью.
Патриотическое воспитание вне общества невозможно, поэтому педагоги и психологи часто конкретизируют, что это скорее социально-патриотическое воспитание.
Урок обществоведение – один из методов патриотического воспитания
В старших классах вводится такой предмет, как обществоведение, который одной из своих целей ставит выработку активной жизненной позиции школьника. Дети активно высказывают свое мнение, взаимодействуют со сверстниками, организуют школьные праздники и мероприятия.
В ходе подготовки у детей появляется общее дело, за которое они несут ответственность.
Совместный труд, работа, анализ мероприятий, изучение литературы и средств массовой информации приобщают школьников к социально-патриотической жизни страны.
Педагоги, намечая план патриотического воспитания, должны ориентироваться на особенности детей школьного возраста.
2.3. Методы патриотического воспитания
Детское восприятие отличается от взрослого. Школьники мыслят образами, рисуют яркие визуальные картины, подключаются к восприятию со всей эмоциональностью, живо реагируют на значимые события.
При изучении любого предмета должна быть личностная составляющая, ребенок не может мыслить незнакомыми абстракциями, только та информация, которая значима для него будет усвоена и принята. Например, для изучения истории многие педагоги просят ребенка при помощи старших родственников написать свое родословное дерево.
Составление родословного дерева – метод патриотического воспитания
Школьникам наиболее понятны все вехи истории, которые они воспринимают через жизнь и судьбу близких родственников.
Для детей очень важно личное участие в общешкольном деле. Когда школьник участвует в уборке школе, озеленении пришкольного участка, охране порядка, поздравлении ветеранов, то происходит сближение с учебным заведением, родным краем, страной.
Патриотические праздники. Сейчас остается все меньше очевидцев событий Великой Отечественной Войны. Многие школы и другие организации берут шефство над ветеранами. В преддверии годовщины памятных событий фронтовиков приглашаю на торжественные встречи. Школьники готовят культурную программу, в ходе которой проводится масштабное исследование и детальная подготовка. Только подготовительные мероприятия способны сформировать у школьников чувство уважения, ценности к современникам тех событий.
Мощной эмоциональной составляющей является встреча с ветеранами и тружениками тыла. Эти люди пережили непростое время в своей жизни и жизни страны. Общение с ветеранами оставляет глубокий отпечаток в детском сознании, именно в такие моменты крепнет чувство патриотизма и гордости за свой народ.
Встреча с ветеранами войны и труда – важный метод ВПВ
Дети мыслят очень конкретно, для них далеки абстрактные образы и понятия. Патриотизм и любовь к Родине начинается для них с любви к ближним людям: маме, папе, дедушке, бабушке. Ребенок должен понять, что окружающие его люди - это тоже чьи-то родители, дедушки и бабушки, так формируется чувство любви к ближним, а, следовательно, и к Родине.
Для социально-патриотического воспитания очень важны классные часы, в ходе которых ребенок может акцентировать внимание на свое малой Родине.
Для сердца любого человека очень дороги пейзажи, памятные места, достопримечательности. В сознании навсегда остаются зрительные картины, тактильные ощущения, любимые блюда, близкие люди. Именно благодаря таким воспоминаниям формируется чувство ностальгии, если по каким-то причинам человек покидает Родину. Детство – одно из самых счастливых времен в жизни человека, где чувство любви к родным местам нельзя ни чем измерить
Очень важна в социально-патриотическом воспитании личность учителя. Школьники начальных и средних классов воспринимают слова учителя как истину. Поэтому важна подготовка педагогов и их личное участие. Дети очень тонко чувствую эмоции и фальшь, если учитель пытается убедить ребенка в то, чему сам не верит, то достижения цели не будет.
Для школьников начальных классов и первых классов среднего звена не теряют актуальность игры. Патриотические игры проводятся уже с первых классов.
В такой форме детям легче усваивать и запоминать материал. В ходе игры можно познакомиться детей с патриотической атрибутикой.
Для детей старшего возраста актуальны концерты и реконструкция важных моментов в истории страны. В такой форме весь материал станет личностно-ориентированным, воспримется ребенком, как родной.
В формировании социально-патриотических чувств очень важной составляющей является социальная среда. Если ребенок общается с культурными и образованными сверстниками, то вероятность развития чувства любви к Родине многократно возрастает. Из истории можно вспомнить дворянство с высокими моральными ценностями. Молодые люди из дворян безусловно любили свое Отечество. Среда дает образ поведения, которому подражают дети. На этом этапе важно проанализировать с кем общается ребенок, любые промахи на этом этапе будут серьезно проявляться на всем протяжении жизни человека.
Особая роль в вопросах военно-патриотического воспитания отводится созданию и работе школьных музеев. Ведь с малого начинается большое. Школьники могут быть задействованы в сборе информации, материалов, создании экспозиции, работать экскурсоводами. В такой деятельности ребята будут ощущать свою значимость, полезность, через сердце пропустят историю своей школы, края. Этот интерес и забота в дальнейшем перерастет в любовь к стране, обществу, государству.
Важной составляющей социально-патриотического воспитания является историческая эпоха. Если устой и обществе расшатаны, это моментально отражается на молодежи, ее патриотическом настрое. Именно поэтому в эпоху смены режимов подрастающее поколение испытывает растерянность и ищет новые устои.
2.4. Формирование правовой среды для развития социально-патриотического воспитания
Четкое понимание ребенком своих прав и обязанностей. При этом они должны не просто быть оговорены, а разъяснены ребенку, эмоционально близки.
Участие ребенка в жизни класса, совместная разработка правил и законов поседения.
Активное и деятельное участие детей в школьной жизни, ответственность за организацию мероприятий и акций.
Ощущение защищенности ребенка, опора на школьный коллектив, решение спорных вопросов на основе представлений о справедливости.
Рабочая творческая атмосфера и психологический климат.
Гуманный подход к личности ребенка.
Продуктивное решение конфликтных ситуаций, где делаются выводы, варианты развития ситуаций оговариваются.
Работа над общей дисциплиной, чувство порядка.
Уважительное отношение к родному языку, постоянная работа над словарным запасом, чистотой языка. Отличной работой над изучением языка – изучение родной литературы и поэзии.
Роль педагога в патриотическом воспитании
Педагоги прекрасно осознают, что подготовка будущих защитников Родины сложная и многогранная задача, требующая высокой квалификации. Поэтому необходимо постоянно улучшать свое мастерство, пополнять понятийный аппарат новыми знаниями, а главное личным примером воспитывать у детей необходимые качества личности, гражданина.
Подводя итог, отметим, что патриотическое воспитание важная часть будущего страны. На основе предыдущих тезисов, сделаем некоторые выводы:
результатом патриотического воспитания должно стать воспитание гражданина, горячо любящего свою Родину;
только совместные усилия семьи, педагогического коллектива и государства в вопросах воспитания подрастающего поколения, смогут обеспечить полноценное развитие личности с четкой гражданской позицией;
воспитывать новое поколения Беларуси на героических примерах истории нашей Родины, национальных традициях, культурных и исторических ценностях русского народа.
Главное в патриотическом воспитании, это личный пример взрослых граждан государства, когда дети в повседневной жизни постоянно будут видеть положительные моменты бережного отношения своих взрослых товарищей к родной природе, краю, к ближнему, своей Отчизне.
Не в воздействии на ребенка, а только в сотрудничестве детей с взрослыми, возможно воспитать настоящего гражданина-патриота.
Патриотическое воспитание – это сложный, а главное важнейший компонент общего учебно-воспитательного процесса формирования личности.