Семинар-практикум: « Приобщение детей дошкольного возраста к белорусской национальной культуре
Семинар-практикум: « Приобщение детей дошкольного возраста к белорусской национальной культуре
Цель: познакомить с современными подходами к приобщению детей дошкольного возраста к белорусской национальной культуре; актуализировать знания по теме «нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»; выявить собственные потенциальные возможности для совершенствования профессиональной компетентности.
План проведения:
1.Формы и методы работы с детьми по приобщению к белорусской народной культуре.
2.Практическая часть:
- игра «Волшебный сундучок»;
-экскурс в прошлое «Белорусская хата»;
-особенности питания белорусов;
3. Основные принципы образовательной работы по формированию национальной самосознательности у детей дошкольного возраста.
4. Особенности организации работы по формированию национального самосознания средствами устного народного творчества.
5. Викторина «Беларусь – моя родина».
6.Методические советы по организации работы с белорусской народной сказкой. Практическое задание: по командам составить конспекты занятий по ознакомлению детей с бел. нар. сказкой.
7. Бел. народные подвижные игры.
Практическая часть: каждой команде презентовать бел. нар. игру.
8. Рефлексия: упражнение “Карусель”.
9.Релоксация «Гроздь винограда».
Литература:
1.С.Б. Павлов “Мой родны кут…» ТАА ВД «Белы Вецер» 2006.
2.И. К. Гришкевич “Спадчына маей краіны” Мозырь”Содействие” 2006.
3.Н.В. Пралыгіна «Фарміраванне нацыянальнай самасвядомасці ў дзяцей дашкольнага ўзросту сродкамі вуснай народнай творчасці. Мазыр “Белы вецер” 2010.
Домашнее задание:
1.Подготовить поговорки об особенностях питания белорусов. Вспомнить названия белорусских национальных блюд, рецепты их приготовления.
2. Вспомнить названия и содержание программных белорусских народных сказок.
3. Подготовить бел. нар. игры.
- Будущее нашей страны зависит от подрастающего поколения: его ценностных ориентиров, мышления и поведения. Особое значение в воспитании детей придается воспитанию чувства патриотизма, личности с активной жизненной позицией, в центре которой будет чувство личной ответственности за судьбу Родины. Любовь к ней формируется постепенно в процессе накапливания знаний об общественной жизни, труде людей во благо государства, природе, народных традициях.
Чтобы понять душу белорусов, через историю, культуру своих земляков, приобщить детей к общечеловеческим ценностям, необходимо знать свои корни, свое прошлое и настоящее.
Важно приобщать ребенка к культуре своего народа, поскольку обращение к прошлому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям другихнародов.
Устное народное творчество – загадки, пословицы, поговорки, песни, сказки – воспитывают в человеке чувство любви к родной земле, понимание труда как основы жизни, они судят об исторических событиях, о социальных отношениях в обществе, о защите Отечества, о культуре. Устное народное творчество как ценнейший языковой материал должно широко использоваться в обучении и воспитании детей.
Произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.
Патриотизм должен прививатьсяв семье, в дошкольном учреждении, т.к.именно в дошкольном возрасте начинает формироватьсямировоззрениечеловека.
Без знания родного языка, истории, культуры, традиций своего народа, нет патриота своей Родины.
«Кто я? Откуда?» - рано или поздно дети задают эти вопросы, и на них нужно отвечать. Но получается иногда так, что мы сами взрослые, мало что знаем о своих бабушках и дедушках, не говоря уже о более далеких родственниках. Многие из нас не знают народных песен, сказок, танцев, пословиц, поговорок, загадок, игр.
Что мы можем передать в духовное наследие детям? Как будут сохраняться лучшие традиции и обряды?
Эти вопросы задают и ищут на них ответы и родители, и педагоги. Сегодня многие ученые, практики единодушны в том, что необходимо возвращаться к народной педагогике, к национальным традициям, общечеловеческой культуре. Не случайно К.Д. Ушинский подчеркивал, что «…воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным». Он ввел в русскую педагогическую литературу термин «народная педагогика», видя в фольклорных произведениях национальную самобытность народа, богатый материал для воспитания патриотизма.
Важно, чтобы педагоги и родители знали народные праздники, обряды, традиции, игры. Владели родным языком и использовали в своей работе разнообразный белорусский фольклор.
- Практическая часть:
- Игра «Волшебный сундучок».
В сундучке мелкие предметы бел нар. творчества илибыта. Предложить участникам доставать предметы и рассказывать для чего они, как их использовали.
- Экскурс в прошлое «Белорусская хата»
- С какого материала делали хаты?
(с дерева, в основном из сосны, елки, дуба. Лес готовили зимой, когда растительные соки уходили в корни. Подготовленный зимой материал быстрее высыхал, имел более плотную древесину. Построенные из такого материала дома, могли служить 100-150 лет. Запрещалось использовать в строительстве деревья поваленные бурей. По поверьям, злодеи могут поселиться в новую хату.)
- В каком месте начинали строить хату?
(При выборе места строительства жилья хозяин руководствовался как рациональными соображениями ( удобство коммуникаций, характер грунта, окружающая среда, соседство и т.д.), так и древними представлениями. Обычай не позволял строить дом на скрещении дорог, где раньше стояла баня, на том месте где произошло убийство. Считалось, что в этом месте живут черти, ведьмы. После строительства дома устраивали новоселье - большой семейный праздник. Заранее приглашали священника , который окроплял новый дом святой водой. На ночь перед заселением в хату пускали петуха или кошку, которые по поверью отпугивали нечистую силу и служили оберегами. При переходе в новую хату со старой брали огонь из очага, при зажженных свечах переносили образа, обязательно таз в котором замешивали тесто для хлеба.)
- Сколько комнат имела бел. хата?
( Хата имела одну комнату с целью сбережения тепла. К ней пристраивались сени, в которых была отгорожена небольшая кладовая. Она служила для хранения зерна, продуктов, бытовых предметов, одежды.)
- Какие постройки размещались рядом с хатой?
(Жильё и хозяйственные строения размещались по периметру двора. К дому примыкали сараи. Вся дворовая территория делилась на чистый двор и задний двор, где располагались сараи.)
- Особенности питания белоруссов.
- Вспомнить и назвать поговорки об особенностях питания белорусов:
Якая яда, такая і хада.
Хлеб у доме – гаспадар, на працы – друг, у дарозе – таварыш.
Вялікі кусок дзярэ раток.
Госць, не дзьміся – еш, што ў місе.
Чалавек галодны ні на што не годны.
Адзін з’еш хоць вала – адна хвала, а як станеш з людзьмі есць – будзеш мець чэсць.
На смачны кусочак знойдзецца раточак.
Калі на стале гусь і парася, то работа хараша.
Ведущий: питание белорусов было связано с бытом, культурой, обычаями народа. Особенно тесно оно связано с порами года.
Трудным для простых людей было весеннее время, когда они ели только картошку, крапиву.
Особенностью белоруской народной кухни было экономность в расходовании продуктов, высокая требовательность членов семьи к чистоте и аккуратности. По наличии хлеба судили о достатке семьи.
Много присказок и поговорок сложено в народе о хлебе: « Хлеб над всеми господствует», «Хлеб – всему голова».
(предложить перечислить названия белорусских национальных блюд, рассказать рецепты их приготовления).
3. Основные принципы образовательной работы по формированию национального самосознания у детей дошкольного возраста.
Одной из основных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является широкое приобщение детей к общечеловеческим и национальным ценностям культуры, а одним из принципов образовательной работы – принцип тесной взаимосвязи национального
и общечеловеческого в воспитании. Это обуславливает поворот к народной педагогике, национальным традициям, фольклору в приобщении к национальной и общечелевеческой культуре.
Принцип гумманизации образовательной работы проявляется в создании педагогом условий для развития ребенка, в обеспечении взаимосвязи образовательного процесса в дошкольном учреждении с гумманистическими традициями народной педагогики, фольклором, национальным искусством.
Следующий принцип образовательной работы – принцип последовательности и постепенности – позволяет формировать национальное самосознание детей дошкольного возраста, не нарушая внутреннего мира ребенка: через малое к большому, через известное знакомить с неизвестным. Поэтому детям целесообразно давать элементарные сведения о природе Белорусии , трудовой деятельности белорусского народа, о культуре и искусстве, используя загадки, пословицы, песенки, белорусские народные игры. Новый материал должен иметь под собой фундамент ранее усвоенных знаний.
Наряду с принципами природосообразности и индивидуализации выбираются те объекты, которые являются интересными и доступными для восприятия детей данного возраста, с которыми надо познакомить именно в этой возрастной группе. Весь познавательный материал распределяется на протяжении учебного года с учетом психологических, индивидуальных особенностей и половой дифференциации детей группы. Так, учитывая этот принцип, педагог постепенно расширяет содержание образовательной работы по каждому изучаемому объекту, усложняет процесс творческими заданиями, создает ситуации проблемно-поискового характера, дополнительно знакомит с интересными сведениями из истории, легендами, сказками, притчами.
В образовательной работе по формированию национального самосознания принцип тесного взаимодействия воспитания в семье и в дошкольном учреждении ярко проявляется через организацию разных форм взаимодействия с родителями воспитанников , проведение совместных мероприятий. Только тогда будет определенный результат деятельности, когда работа будет последовательной и системной как у педагога, так и в семье ребенка.
Принцип преемственности в работе по формированию национального самосознания также является очень важным. Он проявляется в взаимосвязи между целями, содержанием, методами и приемами организации педагогического процесса воспитателя, музыкального руководителя, руководителя физ. воспитания и др. специалистами. Наличие этой связи поможет сделать процесс интересным, а обучение будет иметь интегрированный характер. Это позволит познакомить детей с одним предметом, рассмотрев его с разных сторон (прослушать белорусскую народную мелодию, посмотреть (исполнить, разучить ) танец, выучить загадку, примету, поиграть в подвижную игру и т.д.
Принцип гармонии трех начал в образовательной работе проявляется в соединении физического, эмоционально-индивидуального, интеллектуального развития детей. Этот принцип учитывается педагогом:
- При выборе задач, которые необходимо решать во время организации данной формы работы по формированию элементов национальной самосознания.
- При выборе методов и приемов работы, для обеспечения потребности детей в подвижной и речевой деятельности, создания положительного эмоционального климата для каждого воспитанника на протяжении всего образовательного процесса.
Планирование и организация образовательной работы по формированию элементов национального самосознания с учетом всех принципов сделают процесс эффективным и последовательным, а усвоение знаний детьми дошкольного возраста будет носить творческий характер.
4. Особенности организации работы по формированию национального самосознания средствами устного народного творчества.
Подбираются для работы с детьми наиболее эффективные формы, методы и средства, надо учитывать, что процесс формирования национального самосознания долгий и сложный, и начинать его надо прежде всего с ознакомления с родным краем, окружением, подключая средства устного народного творчества. Поэтому основным требованием является создание в дошкольном учреждении необходимых условий, чтобы каждый воспитанник смог почувствовать себя частью своего государства; условия , которые бы позволяли формировать ощущение духовного единства с жизнью своего народа. Для этого необходимо в каждой группе оформить уголок «Моя родина – Беларусь», «Я – белорус», в котором можно разместить :
- альбом с песенками, загадками , подобранными к ним рисунками;
-атрибуты к белорусским народным играм;
-открытки «Наш город», « Наша страна»;
- дидактические игры «Сложи узор», «Украшение одежды». «Назови по-белорусски », «Назови сказку», «Сложи содержание сказки», «Жители белорусских лесов»;
-белорусскую художественную литературу;
- макет карты Белоруссии;
- альбомы и фотографии белорусской природы;
-альбомы с рисунками животных и растений Белоруссии;
-куклы в белорусской национальной одежде;
- аудиозаписи музыкальных произведений белорусского фольклора;
5. Викторина «Беларусь – моя родина».
В ходит Беларусочка под бел. народную музыку, пританцовывает. (педагог переодетый в бел. национальный костюм, в руках корзина).
Ведущий: к нам в гости пришла Беларусочка . Проходите, пожалуйста!
Беларусочка : Я очень люблю свой край и хочу поиграть с вами.
Для этого нам надо разделиться на две команды «Подснежники» и «Васильки» (ставит бирки на столы, назначается в качестве жюри ведущего).
Беларусочка : У меня в корзинке много интересных вопросов, заданий и игр..
1 вопрос:
Почему наша страна зовется Беларусь? ( потому что люди, которые тут живут, - светлоглазые , стройные, красивые; от большого количества снега, который выпадает зимой; от белого цвета в одежде).
2 вопрос:
Какие виды народных ремесел Белоруссии вы знаете? (вышивка, ткачество, плетение , гончарство, резьба по дереву).
3 вопрос:
Какие символы Белоруссии вы знаете? (василёк, аист, колос).
4 вопрос:
Какие государственные символы нашей страны вы знаете? ( флаг, герб, гимн).
(жюри подводит итог).
Беларусочка : А сейчас. Давайте поиграем и отдохнем.
- Разучивание бел. народной игры «Грушка». (участники становятся в круг).
Мы пасадзім грушку ўсе, усе,
Няхай наша грушка расце, расце.
Вырасці ты, грушка, вось такой вышыні,
Распусцісь ты, грушка, вось такой шырыні,
Расці, расці, грушка, ды ў добры час.
Маленькая... (імя) , паскачы для нас.
А ўжо наша грушка распусцілася,
Маленькая ... (імя) зажурылася.
А мы тую грушку ўсе шчыпаць будзем,
Ад маленькай ...(імя) уцякаць будзем.
Беларусочка : Продолжим отвечать на вопросы.
5 вопрос:
Какие белорусские народные сказки вы знаете? Почему они называются народными? ( “Пра быка і яго сяброў”, “Жаронцы”, “Лёгкі хлеб”, “Не сілай а разумам”, “Лісіца – хітрыца”, “Як кот звыроў напалохаў”, “Селянін, мядзведзь і лісіца”, “Верабей і мыш”, “Кот Максім”, “Гарошак”).
6 вопрос:
Какик белорусские народные праздники вы знаете?(“Каляды”, “Гуканне вясны”, “Дажынкі”, “Багач”, “Вадахрышча”, “Масляніца”, “Саракі”, “Валачобніцтва”, “Вялікдзень”, “Сёмуха”, “Купалле “, “Спас”, “Пакровы”, “Дзяды” ( стр. 112 “Фарміраванне нацыянальнай самасвядомасці ў дзяцей дашкольнага ўзросту сродкамі вуснай народнай творчасці” Н.В. Пралыгіна).
7 вопрос:
Какие деревья растут на белорусской земле? (сосна, елка. осина, дуб, липа, береза, рябина, клён).
8 вопрос:
Какие реки и озёра есть в Белоруссии? ( Реки самые крупные: Неман, Днепр, Березина, Сож, Припять. Озера: Нароч, Свитязь, Кромань).
Беларусочка : Все вы знаете, что такое поговорки . Они очень часто используются в фольклоре, художественных произведениях, разговорной речи. Необходимо разучивать их с детьми, так как в них заложен глубокий смысл, народная мудрость. Сейчас я вам буду читать белорусские поговорки, а вы должны назвать русские соответствующие.
1.Любіш паганяць – любі і каня гадаваць.
Любишь кататься – люби и саночки возить.
2.Дзе кухарак шэсць, там няма чаго есць.
У семи нянек дитя без глаза.
3.Чалавек без сяброў, што печ без дроў.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
4. Праца гадуе, а лянота марнуе.
Труд человека кормит, а лень портит.
5.Лежачы і грошы старэюць.
Под лежачий камень вода не течет.
6. Не будзь ласы на чужыя каўбасы.
На чужой каравай рот не разевай.
(жюри подводит итог).
Беларусочка : А сейчас мы будем учиться «собирать» поговорки (участникам надо найти продолжение поговорки).
Лепш сто сяброў, |
З кім пазнаешся, |
Век пражыць - |
Хто пытае, |
Беларусочка : Хочу научить вас играть еще в одну интересную бел. народную подвижную игру «Міхасік”. Обязательно разучите ее с детьми.
- Для проведения игры разложим кольца по кругу, их должно быть на один меньше чем игроков. Возле колец становятся игроки. Один из игроков говорит слова:
- Ты, Міхаська, не зявай!
Лапаточкі абувай, абувай!
Звучит белорусская народная мелодия, игроки танцуя движутся по кругу. Как только музыка заканчивается, все останавливаются и стараются как можно быстрее «абуць лапці” – занять свободное место в одном с колец. Игрок , который остался без “лапцей”, выбывает из игры.
После этого забирается еще один обруч, и игра продолжается до того времени, пока в круге не останется один игрок. Он считается победителем.
Беларусочка желает всем добра и здоровья, любить свой край и традиции, уходит.
Ведущий:
Приобщение детей к бел. национальной культуре может быть интересной и творческой работой. Но необходимо помнить, что дошкольный возраст – это период жизни ребенка, когда формируется интерес и потребность в знаниях, а ведущим видом деятельности является игра.
Специально подобранные дидактические игры, беседы помогут педагогам выявить уровень сформированности национального самосознания.
Главной целью занятий или других форм работы с детьми является:
*воспитать чувство гордости за свою Родину, народ, его язык, историю, культуру;
* углубить знания о родном крае, Родине;
* формировать готовность проявить свои знания в деятельности;
Хорошие результаты на занятиях по формированию национального самосознания, интереса к национальной культуре, можно достигнуть с помощью следующих эффективных методов и приёмов работы:
*сюрпризный момент, в которой “спряталась” тема, необычное начало занятия ( приход гостя, героя, использование загадки, открытка, рассматривание картины, слушание стихотворения, приглашение в путешествие);
* загадки как форма фольклорного творчества помогают ввести детей в окружающий мир, развивать фантазию, заставляют думать;
* стихи содействуют созданию атмосферы доверия в беседах о маме, природе, Родине;
*проблемные ситуации (дети должны найти выход с помощью анализа, обобщения, сравнекния (могут сравниваться гербы разных стран, флаги; город – деревня;
*игровые приёмы “ спрашиваю – отвечай”, “закрой глаза и представь”, “загляни в конверт”, “сложи из частенй” и др.
* викторины;
* использование поговорок, пословиц, малых форм белорусского фольклора;
*прослушивание музыкальных произведений;
*творческие задания: “нарисуй, что представил”, “придумай сам”, “ укрась ...”;
*использование различных средств воздействия на настроение, эмоцинональное настроение детей во время совместной деятельности (слушание музыки, чтение стихов и т.д.);
* домашние задания : “Спроси у бабушки”, “Сходи на экскурсию”, “Прочитай и выучи”;
*тайное сообщение о теме следующего занятия заинтересует детей, будет способствовать желанию продолжить деятельность;
Интересными будут занятия в форме игровых поучительных ситуаций, котрые “ перевоплотят” детей в учителей, дадут возможность каждому ребенку больше раскрыться, активизировать речь, показат ь свои знания.
Форма путешествия, с использованием рюкзаков, биноклей, фотоаппаратов, вдохновит на изображение темы занятия в рисовании, лепке, аппликации, тем самым сделает деятельность интегрированной ( “Путешествие с аистом по родной Белоруссии”, “Птицы поют, к Весне в гости зовут”).
Можно использовать мультимидийную презентацию: “Звуки родной природы”, “Белорусь - синеокая” и др. это сделает процесс ознакомления ещё бодее интересным и увлекательным.
Кроме специальных занятий, целесообразно проводить тематические вечера, викторины, совместные с родителями праздники, целевые прогулки, беседы. Дети вместе с родителями могут сделать рукописные альбомы “Белорусские народные загадки” с детскими рисунками, фотоальбом “Наш город”, выполнить творческие задания “Сложи рассказ про улицу, памятник”.
Все это даст возможность решать задачи развития белорусской речи, раскрыть творческие возможности ребенка, сформировать интерес к народному творчеству, в игровой форме приобщить детей к национальной культуре.
Следует также вести работу с родителями. Формы и методы организации взаимодействия с родителями могут быть следующими: наглядные, словесные, коллективныеми индивидуальные.
Наглядные формы:
- Оформление папок-передвижек на тему “Детский бел. фольклор”; “Как наши предки гостей угощали”.
- Оформление выставок литературы по теме;
- Список литературы для чтения детям;
Словесные формы:
*консультации “Воспитываем маленького гражданина” и др.
*выступления на родительских собраниях;
Коллективные формы:
- Проведение совместных мероприятий в “Семейной гостинной”;
- “Празднуем Каляды вместе с родителями”;
- *”Земля на ладони” (художественно-познавательная викторина для родителей и детей старшей группы);
- “Ярмарка здоровья” (спортивно-фольклорный праздник с участием детей и родителей старшей группы);
- Участие родителей в творческих конкурсах “Белорусь – моя родина”, “Родовое дерево”, “Белорусская национальная кухня”;
Совместные с родителями мероприятия обеспечят повышенное внимание родителей к использованиюсредств устного народного творчества ( игр, песенок, загадок) в воспитании детей, помогут установить прочныеусловия дляэффективного взаимодействия.
6.Методические рекомендации по организации работы с белорус-ской народной сказкой.
Ранний возраст:
1 этап – сказка рассказывается на память воспитателем индивидуально или подгруппе детей.
11 этап – подготовительный. Здесь используются разнообразные виды игр, упражнения, задания, литературный и песенный материал. Другими словами, детей подготавливают к восприятию сказки.
111 этап – проведение сюжетно-тематического занятия на основе бел. сказки. Занятие проводится по подгруппам.
В первой части занятия даются упражнения, игры, задания на пробуждение интереса к познанию нового, концентрацию внимания. Используются игрушки, предметы, оборудование в соответствии с содержанием сказки, создаются условия для деятельности различных анализаторов.
Основная часть занятия включает непосредственную работу над сказкой. При рассказывании обязательным элементом должна быть наглядность, т.к. у детей в этом возрасте наглядно-образное мышление.
В заключительной части занятия подводится итог. Используются вопаросы ( от двух – до пяти).
Средняя группа:
Здесь необходимо предусмотреть виды деятельности, необходимые для развития самостоятельной речевой деятельности. Для этого могут быть использованы различные варианты: прослушивание грамзаписи, инсценировка отрывков сказки, игры-драматизации, рассматривание картинок и иллюстраций, организация игр по мотивам сказки.
Детям, которые легко и быстро усвоили материал, необходимо предложить более сложную работу или дать дополнительные задания.
Старшая группа:
Значительно усложняется содержание работы по ознакомлению с бел. сказкой, т.к. с расширением объёма знаний меняется и характер речевой деятельности детей этого возраста.
Рекомендуется проводить специальные беседы о ранее прочитанных сказках, во время которых задаются вопросы, предлагается предположить реплики героев сказки, их поступки. Очень важно давать большую самостоятельность детям как в выборе игры, так и в творческом решении её задач: личные оригинальные смелые решения, желание свободно выражать своё отношение к окружающему. Представления детей должны быть направленны на поиск и создание нового, тем самым дети защищают свою индивидуальность.
Практическое задание: по командам составить конспекты занятий по ознакомлению детей с бел. нар. сказкой - 5 минут (во время работы звучит легкая бел. мелодия)<del cite="mailto:%D0%9A%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D1%81%D0%BE%D0%BA" datetime="2013-06-12T15:41">.</del>
7. Белорусские народные игры.
Подвижные игры создают атмосферу радости и поэтому делают более эффективным комплексное решение оздоровительных, образовательных и воспитательных задач.
Белорусские народные игры – одно из самых древних средств воспитания, они передаются из поколения в поколение и тесно связаны с окружающей действительностью, бытом и трудовой деятельностью людей, раскрывают характер, обычаи и традиции белорусов. Как правило бел. нар. игры – подвижные.
Вначале бел. нар. игры зародились как культовый обряд. Потом, со временем они стали как вид развлечений, но при этом сохранили своё основное направление – это общая физическая подготовка, совершенствование функций организма, воспитание морально-волевых и творческих способностей.
Практическая часть: каждой команде презентовать бел. нар. игру (провести с участниками другой команды).
Рефлексия: упражнение “Карусель”.
Все участники встают в круг, положив руки на плечи соседей. Под тихую музыку начинают двигаться направо, пока ведущий не скажет “Стоп!” Ведущий задает вопрос:
1.Вы узнали что-нибудь новое, полезное для себя на сегодняшнем занятии? - все по-очереди или выборочно отвечают.
Затем движутся аналигично влево и останавливаются на команду ведущего “Стоп!”
- Что вы из сегодняшнего материала будете использовать в практике работы?
9.Релаксация «Гроздь винограда».
Ведущий: - “Сегодня мне захотелось принести на нашу встречу виноград (Предъявляется красивая гроздь крупного винограда на золотой тарелочке). Виноград символ багополучия, богатства, он заключает в себе солнечное тепло, и эту солнечную энергию мы получаем от ягод. Но если внимательно посмотреть на эту гроздь, то можно заметить, что каждая ягода индивидуальна, не похожа на другие. Я предлагаю вам, передавая виноград, рассмотреть ягоды и прежде чем съесть одну, постараться охарактеризовать понравившуюся вам ягодку, что она может вам дать”.
Реплики участников: “ Эта ягода очень сочная, и я думаю, что это солнечный сок, и он такой же теплый, как солнце и придаст мне положительной энергии”.
Финальная формула ведущего: “Итак, мы смогли попробовать “кусочек солнца”, но вы обратили внимание, что одинаковых ягод не было– каждая ягода отличалась от других своими свойствами, характеристиками, каждая ягодка индивидуальна, но посмотрите – все вместе ягоды составляют единую гроздь и сила этого единства в индивидуальности каждого”.
Дидактическая игра “Беларуская хата”
Дидактическая задача: знакомить с убранством крестьянской избы.
Активизировать словарь (лучина, лапти, ухват, кадка, прялка, люлька, ручник и др.)
Материал:
На лист бумаги наклеена картинка “Убранство крестьянской избы” , из которой вырезаны в форме геометрических фигур изображения лучины, лаптей, люльки, ухвата с горшком, корзины, кадки с тестом, прялки и т.д. Эти элементы картинки с обратной столроны окрашены в разный цвет и помещены в прозрачный карман, расположенный в нижней части страницы (на картинке они изображены справа от кармана).
Правила:
В игре участвуют один- два ребенка. Воспитатель предлагает наложить вырезанные элементы картинки на геометрические фигуры в соответствии с их формой и цветом. Затем элементы необходимо разместить в определенном месте картинки. Дети объясняют, где в хате должны находиться эти предметы, и описывают картинку (составляют рассказ).