Советы психолога

Рекомендации родителям по оптимизации детско-родительских отношений

1. Активное слушание.

Важнейший прием оптимизации отношений с ребенком – активное слушание. Активно слушать ребенка – значит «возвращать» ему в беседе то, что он Вам поведал, при этом обозначив его чувства. Слушая ребенка:

а) повернитесь к нему лицом; сделайте так, чтобы ваши глаза и глаза ребенка были на одном уровне – это обеспечит ощущение доверия, создаст оптимальные условия для психологического контакта;

б) не задавайте вопросов (особенно если ребенок расстроен, лучше беседовать в утвердительной форме. Это важно потому, что фраза, построенная как вопрос, не выражает сочувствия;

в) в беседе «держите паузу». После каждой реплики родителю нужно немного помолчать. Время сейчас принадлежит ребенку. Пауза помогает ребенку разобраться в своих переживаниях и одновременно дает ребенку полнее почувствовать, что родитель рядом;

г) иногда полезно повторить, что как Вы поняли, произошло с ребенком, а потом обозначить его чувство.

Беседа по принципу активного слушания непривычна для нашей культуры, однако она позволяет достичь следующих результатов.

а) исчезает или сильно ослабевает отрицательное переживание ребенка;

б) ребенок убеждается, что взрослый готов его слушать, и начинает рассказывать о себе еще больше; устанавливается подлинное доверие между ребенком и родителями;

в) ребенок сам продвигается в решении своей проблемы, а значит – становится более самостоятельным, зрелым, адаптированным;

г) ребенок учится сам активно слушать своих близких;

д) родители начинают лучше понимать своего ребенка.

2. Конструктивное разрешение конфликтов.

Наиболее оптимальный результат решения конфликта – нахождении компромисса между желаниями и потребностями родителей и желаниями, и потребностями ребенка. Достичь такого результата достаточно легко.

Пошаговая модель решения конфликтной ситуации:

а) прояснение конфликтной ситуации – сначала родитель выслушивает ребенка, уточняет, в чем состоит его проблема, а именно: чего он хочет или не хочет, что ему нужно или важно, что его затрудняет, и т. д. Родитель говорит о своем желании или своей проблеме, о том, как он видит ситуацию, что его устраивает в ней, и что ему не нравится в ситуации;

б) способ предложений – этап начинается с вопроса: «Как нам быть?», после этого надо обязательно подождать и дать ребенку возможность первому высказать свой проблемы. Сначала предложения просто набираются, без критики и анализа. Затем родители предлагают свои точки зрения на этот счет;

в) оценка предложений и выбор наиболее оптимального. На этом этапе происходит обсуждение предложений. Предыдущие шаги уже помогли создать атмосферу доверия, сотрудничества, готовности к обсуждению. Важно не разрушить эту атмосферу излишне грубой критикой или авторитарностью;

г) детализация принятого решения – необходимо определить, каким конкретным образом будет внедряться решение в реальную жизнь.

д) выполнение решения, проверка – выполнение решения осуществляется всеми членами семьи. Если ребенок когда-либо не выполнил своих обязательств, не стоит критиковать и осуждать его; лучше просто спросить, как у него идут дела, получается ли; тогда о неудачах расскажет сам ребенок и сам обратится за Вашей помощью. Родительский авторитет при этом не страдает, ведь авторитет – это не авторитарное давление на ребенка и непоколебимое главенство родителя во всех вопросах. Авторитет – это человек, чье влияние на поступки других основано на признании и уважении окружающими его мнения, его личных качеств, компетентности, справедливости, гибкости.

3. Дисциплина ребенка.

а) ограничения, запреты, требования, правила должны быть в жизни каждого ребенка;

б) правил (ограничений, требований, запретов) не должно быть слишком много, и они должны быть гибкими;

в) родительские требования не должны вступать в явное противоречие с потребностями ребенка;

г) правила (ограничения, требования, запреты) должны быть согласованы взрослыми между собой. Все взрослые воспитывающие ребенка взрослые должны придерживаться единых требований в воспитании ребенка;

д) тон, в котором сообщается требование, должен быть скорее дружественно-разъяснительным, чем повелительным;

е) наказывать ребенка за несоблюдение правил лучше, лишая его хорошего, чем делая ему плохо.

Причины нарушения поведения детей:

а) борьба за внимание. Если ребенок не получает необходимого внимания, то он находит новый способ его получить: непослушание;

б) борьба за самоутверждение против чрезмерной родительской власти и опеки;

в) желание «отомстить»: дети часто бывают обижены на родителей и ребенок, страдая в душе, внешне проявляет свою обиду как непослушание и негативизм;

г) потеря веры в собственный успех. Ребенок переживает неблагополучие в какой-то области жизни, его часто критикуют или наказывают, падает его самооценка, он теряет уверенность в себе и решает, что стараться нечего, т. к. все равно ничего достичь он не сможет.

свернуть