Соцсети и компъютерная преступность

ПАМЯТКА ПО БЕЗОПАСНОСТИ ДЕТЕЙ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ

ПАМЯТКА

ПО БЕЗОПАСНОСТИ ДЕТЕЙ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ

Классификация интернет-угроз
Во Всемирной паутине существует следующие виды опасности юных пользователей: 
•    суицид-сайты; 
•    сайты-форумы потенцинальных самоубийц;
•    наркосайты (интернет пестрит новостями о «пользе» употребления марихуаны, рецептами и советами изготовления «зелья»);
•    сайты, разжигающие национальную рознь и расовое неприятие (экстремизм, национализм, фашизм);
•    сайты порнографической направленности;
•    сайты знакомств (виртуальное общение разрушает способность к реальному общению, у подростков теряются коммуникативные навыки);
•    сайты, пропагандирующих экстремизм, насилие и девиантные формы поведения, прямые угрозы жизни и здоровью школьников от незнакомцев, предлагающих личные встречи, а также различные виды мошенничества;
•    секты (виртуальный собеседник может повлиять на мировоззрение подростка). 

Правила работы в сети Интернет

1.    Не входите на незнакомые сайты.
2.    Если к вам по почте пришел файл Word или Excel, даже от знакомого лица, прежде чем открыть, обязательно проверьте его на вирусы.
3.    Если пришло незнакомое вложение, ни в коем случае не запускайте его, а лучше сразу удалите и очистите корзину.
4.    Никогда не посылайте никому свой пароль.
5.    Старайтесь использовать для паролей трудно запоминаемый набор цифр и букв.
6.    При общении в Интернет не указывайте свои личные данные, а используйте псевдоним (ник)
7.    Без контроля взрослых ни в коем случае не встречайтесь с людьми, с которыми познакомились в сети Интернет.
8.    Если в сети необходимо пройти регистрацию, то должны сделать ее так, чтобы в ней не было указано никакой личной информации.
9.    Не всей  информации, которая размещена в Интернете, можно верить.
10.    Не оставляйте без присмотра компьютер с важными сведениям на экране
11.    Не сохраняйте важные сведения на общедоступном компьютере.


Возраст от 7 до 8 лет
В Интернете ребенок старается посетить те или иные сайты, а возможно и чаты, разрешение на посещение которых он не получил бы от родителей. Поэтому родителям (законным представителям) особенно полезны будут те отчеты, которые предоставляются программами по ограничению использования Интеренета, т. е. Родительский контроль или то, что вы сможете увидеть во временных файлах Интернет (папки c:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Wmdows\Temporary Internet Files в операционной системе Windows Vista). В результате, у ребенка не будет ощущения, что за ним ведется постоянный контроль, однако, родители будут по-прежнему знать, какие сайты посещает их ребенок. Дети в данном возрасте обладают сильным чувством семьи, они доверчивы и не сомневаются в авторитетах. Они любят играть в сетевые игры и путешествовать по Интернет, используя электронную почту, заходить на сайты и чаты, не рекомендованные родителями. 

Советы по безопасности в сети Интернет для детей 7-8 лет
•    Создайте список домашних правил посещения Интернет при участии детей и требуйте его выполнения.
•    Требуйте от вашего ребенка соблюдения временных норм нахождения за компьютером. Покажите ребенку, что вы наблюдаете за ним не потому что вам это хочется, а потому что вы беспокоитесь о его безопасности и всегда готовы ему помочь.
•    Компьютер с подключением в Интернет должен находиться в общей комнате под присмотром родителей.
•    Используйте специальные детские поисковые машины, типа MSN Kids Search.
•    Используйте средства блокирования нежелательного контента как дополнение к стандартному Родительскому контролю.
•    Создайте семейный электронный ящик чтобы не позволить детям иметь собственные адреса.
•    Блокируйте доступ к сайтам с бесплатными почтовыми ящиками с помощью соответствующего ПО.
•    Приучите детей советоваться с вами перед опубликованием какой-либо информации средствами электронной почты, чатов, регистрационных форм и профилей.
•    Научите детей не загружать файлы, программы или музыку без вашего согласия.
•    Не разрешайте детям использовать службы мгновенного обмена сообщениями.
•    В «белый» список сайтов, разрешенных для посещения, вносите только сайты с хорошей репутацией.
•    Не забывайте беседовать с детьми об их друзьях в Интернет, как если бы речь шла о друзьях в реальной жизни.
•    Приучите вашего ребенка сообщать вам о любых угрозах или тревогах, связанных с Интернет. Оставайтесь спокойными и напомните детям, что они в безопасности, если сами рассказали вам о своих угрозах или тревогах. Похвалите их и посоветуйте подойти еще раз в подобных случаях.

Советы по безопасности для детей от 9 до 12 лет 
В данном возрасте дети, как правило, уже наслышаны о том, какая информация существует в Интернет. Совершенно нормально, что они хотят это увидеть, прочесть, услышать. При этом нужно помнить, что доступ к нежелательным материалам можно легко заблокировать при помощи средств Родительского контроля.
•    Создайте список домашних правил посещения Интернет при участии детей и требуйте его выполнения.
•    Требуйте от вашего ребенка соблюдения временных норм нахождения за компьютером.
•    Покажите ребенку, что вы наблюдаете за ним не потому, что вам это хочется, а потому что вы беспокоитесь о его безопасности и всегда готовы ему помочь.
•    Компьютер с подключением в Интернет должен находиться в общей комнате под присмотром родителей.
•    Используйте средства блокирования нежелательного контента как дополнение к стандартному Родительскому контролю.
•    Не забывайте беседовать с детьми об их друзьях в Интернет.
•    Настаивайте, чтобы дети никогда не соглашались на личные встречи с друзьями по Интернет.
•    Позволяйте детям заходить только на сайты из «белого» списка, который создайте вместе с ними.
•    Приучите детей никогда не выдавать личную информацию средствами электронной почты, чатов, систем мгновенного обмена сообщениями, регистрационных форм, личных профилей и при регистрации на конкурсы в Интернет.
•    Приучите детей не загружать программы без вашего разрешения. Объясните им, что они могут случайно загрузить вирусы или другое нежелательное программное обеспечение.
•    Создайте вашему ребенку ограниченную учетную запись для работы на компьютере.
•    Приучите вашего ребенка сообщать вам о любых угрозах или тревогах, связанных с Интернет. Оставайтесь спокойными и напомните детям, что они в безопасности, если сами рассказали вам, если сами рассказали вам о своих угрозах или тревогах. Похвалите их и посоветуйте подойти еще раз в подобных случаях.
•    Настаивайте на том, чтобы дети предоставляли вам доступ к своей электронной почте, чтобы вы убедились, что они не общаются с незнакомцами.
•    Объясните детям, что нельзя использовать сеть для хулиганства, распространения сплетен или угроз.

Советы по безопасности в этом возрасте от 13 до 17 лет
•    Создайте список домашних правил посещения Интернет при участии подростков и требуйте безусловного его выполнения. Укажите список запрещенных сайтов («черный список»), часы работы в Интернет, руководство по общению в Интернет (в том числе в чатах).
•    Компьютер с подключением к сети Интернет должен находиться в общей комнате.
•    Не забывайте беседовать с детьми об их друзьях в Интернет, о том, чем они заняты таким образом, будто речь идет о друзьях в реальной жизни. Спрашивайте о людях, с которыми дети общаются посредством служб мгновенного обмена сообщениями, чтобы убедиться, что эти люди им знакомы.
•    Используйте средства блокирования нежелательного контента как дополнение к стандартному Родительскому контролю.
•    Необходимо знать, какими чатами пользуются ваши дети. Поощряйте использование модерируемых чатов и настаивайте, чтобы дети не общались в приватном режиме.
•    Настаивайте на том, чтобы дети никогда не встречались лично с друзьями из сети Интернет.
•    Приучите детей никогда не выдавать личную информацию средствами электронной почты, чатов, систем мгновенного обмена сообщениями, регистрационных форм, личных профилей и при регистрации на конкурсы в Интернет.
•    Приучите детей не загружать программы без вашего разрешения. Объясните им, что они могут случайно загрузить вирусы или другое нежелательное программное обеспечение.
•    Приучите вашего ребенка сообщать вам о любых угрозах или тревогах, связанных с Интернет. Оставайтесь спокойными и напомните детям, что они в безопасности, если сами рассказали вам, если сами рассказали вам о своих угрозах или тревогах. Похвалите их и посоветуйте подойти еще раз в подобных случаях.
•    Помогите им защититься от спама. Научите подростков не выдавать в Интернет своего реального электронного адреса, не отвечать на нежелательные письма и использовать специальные почтовые фильтры.
•    Приучите себя знакомиться с сайтами, которые посещают подростки.
•    Объясните детям, что ни в коем случае нельзя использовать Сеть для хулиганства, распространения сплетен или угроз другим людям.
•    Обсудите с подростками проблемы сетевых азартных игр и их возможный риск. Напомните, что дети не могут играть в эти игры согласно закону.

свернуть

Интернет-зависимость - миф или реальность?

Интернет-зависимость – миф или реальность?

Интернет-зависимость – миф или реальность?03.07.2015
Причины, последствия, рекомендации
Цель: профилактика нарушений в поведении школьников.
 
Задачи:
 
– активизация размышлений о значимости здоровья и здорового образа жизни;
 
– расширение знаний о зависимостях;
 
– активизация размышлений о значимости обогащения реального социального опыта;
 
– развитие ответственности в выборе, свободе;
 
– профилактика эмоциональных и коммуникативных нарушений школьников.
 
Оборудование: компьютерная презентация темы (либо наглядный раздаточный материал).
 
Доступность: опыт может быть использован школьными психологами, классными руководителями и заместителями директора по УВР.
 
Введение в тему
 
1. Игра «Бывает»
 
Необходимо дать свое определение понятиям. Например, «дружба бывает крепкой». Предлагаются такие понятия: школа, друг, детство, любовь, семья, родители, будущее, подруга, друг, учителя, здоровье.
 
2. Дискуссия о здоровье
 
Проблема для обсуждения: «Что такое здоровье? Какие факторы разрушают и сохраняют здоровье?».
 
Ответы школьников обобщаются в таблице. Желательно подвести ребят к идее: «Здоровье – состояние полного физического, душевного, социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».
 
Факторы, разрушающие физическое благополучие:
 
– болезни;
 
– зависимости;
 
– лень;
 
– неправильное питание;
 
– отсутствие чистоты и др.
 
Факторы, укрепляющие физическое благополучие:
 
– отсутствие вредных привычек и зависимостей;
 
– правильное питание;
 
– отсутствие болезней;
 
– гигиена;
 
– прививки;
 
– движение и труд и др.
 
Факторы, разрушающие психологическое благополучие:
 
– конфликты;
 
– нарушения в эмоциональной сфере;
 
– стрессы;
 
– плохой характер и др.
 
Факторы, укрепляющие психологическое благополучие:
 
– оптимизм;
 
– навыки бесконфликтного общения;
 
– умение справляться со стрессами;
 
– умение находиться «здесь и теперь» и др.
 
3. Разговор о зависимости
 
Задание: ребятам раздаются фотографии, иллюстрации зависимостей и предлагается определить вид зависимости.
 
Психолог:
 
– Какие виды зависимостей вы знаете?
 
Ответы детей записываются и обобщаются в таблицу. Варианты, которые школьники не упомянули, может подсказать им сам психолог (педагог).
 
Виды зависимостей:
 
• Игровая (гемблинг).
 
• Виртуальная.
 
• Зависимость от внешности.
 
• Зависимость от пищи.
 
• Зависимость от работы.
 
• Потребление (шоппинг).
 
• Мобильная зависимость.
 
• Рекламная зависимость.
 
• TV – зависимость.
 
• Зависимость от идеологий (религиозные движения).
 
• Лекарственная.
 
Психолог (или педагог):
 
– Если быть придирчивым к формулировкам, можно сказать, что все мы от чего-то зависимы. Как минимум, в качестве существ, живущих на земле, мы зависимы от силы гравитации, от наличия кислорода, от определенного климата, от воды, еды, от различных факторов, обеспечивающих наше физическое выживание. В определенной мере человек зависит от социума, в котором живет. Он вынужден учитывать и его наличие, потому что «жить в обществе и быть полностью свободным от общества нельзя».
 
Но это все зависимости, естественные. А есть зависимости, которые часто называют патологическими. Это – зависимости, ограничивающие нашу свободу и негативно влияющие на здоровье (вспомним определение здоровья). И вот тут проходит очень тонкая грань – где заканчивается, к примеру, привязанность к кому-то или к чему-то, увлечение кем-то или чем-то и начинается болезненная, патологическая зависимость.
 
О зависимости можно говорить тогда, когда человек ничем другим заниматься не может и не хочет, несмотря на то, что от излишних доз самого занятия тоже испытывает определенный дискомфорт. Основное отличие зависимости от увлечения – она мешает жить, и, в первую очередь, самому человеку, а не только его окружению.
 
4. Проблема виртуальной зависимости
 
«Киберпространство – это согласованная галлюцинация, которую каждый день испытывают миллиарды» (Уильям Гибсон).
 
Задание: детям предлагается подобрать ассоциации к слову «компьютер» (необходимость, жизнь, паутина и др.). Через анализ ассоциаций психолог (или педагог) может выйти на тему виртуальной зависимости, вытесняющей реальную жизнь.
 
Интернет как источник зависимости
 
1. Рассказ об истории Интернета
 
Задание: кому-то из учеников предлагается заранее самостоятельно ознакомиться с историей развития Интернета (см. Приложение) и сделать доклад для всего класса. Другой ученик (или несколько ребят) озвучивает материал об известных людях, внесших свой вклад в развитие компьютерной сети.
 
Общие сведения: Интернет – это глобальная компьютерная сеть, которая связывает между собой как пользователей компьютерных сетей, так и пользователей ПК. Интернет постепенно становится основным средством корпоративного общения, уступая пока телефону. Когда два или более компьютеров связывают постоянным соединением для обмена данными, говорят о создании компьютерной сети.
 
По Интернету происходит поиск информации, рассылаются пресс-релизы, устраиваются конференции, выставки, интервью и т.д. Обычный, «домашний» пользователь имеет все шансы по Интернету не только заказать любой товар с доставкой на дом или узнать погоду, но и познакомиться, пообщаться. Некоторым даже удается вступить в брак в результате знакомства по Интернету.
 
Сегодня Интернет не охватывает только несколько стран Африки и Восточной Азии. Количество машин в Интернете – около 20 млн., количество пользователей – в 5–10 раз больше.
 
2. Признаки виртуальной зависимости
 
От практикующих психиатров все чаще поступают данные об увеличении количества пациентов, основные жалобы которых связаны с влиянием Интернета. В августе 1999 г. примерно 83 млн. американцев были подключены к Интернету, и это число неуклонно растет. В 2000 г. оно выросло уже на 12 млн. Вместе с возрастающей популярностью Интернета должно увеличиться количество больных, что может оказаться серьезной проблемой для общества, тогда как о методах лечения и о природе болезни пока известно очень мало.
 
Компьютерная зависимость – это далеко не только навязчивая игра в компьютерные игры («стрелялки» – Doom, Quake, Unreal и др.). «Интернет-зависимость» – это широкий термин, обозначающий большое количество проблем поведения и контроля над влечениями.
 
Некоторые признаки виртуальной зависимости:
 
• Пристрастие к виртуальным знакомствам – избыточность знакомых и друзей в Сети.
 
• Навязчивая потребность в Сети – игра в онлайновые азартные игры, постоянные покупки или участия в аукционах.
 
• Информационная перегрузка (навязчивый web-серфинг) – бесконечные путешествия по Сети, поиск информации по базам данных и поисковым сайтам.
 
3. Причины зависимости
 
Психолог (или педагог):
 
– Как думаете, в чем причина такого поведения?
 
Влечение к Интернету развивается благодаря четырем главным факторам:
 
• доступность разнообразной информации;
 
• широкая интерактивность, постоянное общение;
 
• персональный контроль за информацией о себе, позволяющий создавать определенный «образ»;
 
• анонимность передаваемой информации.
 
4. Расстройства личности как результат зависимости
 
Поглощенность Интернетом влияет на появление расстройств в поведении человека.
 
Вот некоторые из них:
 
1. Ложь и даже совершение криминальных действий типа просмотра и скачивания непристойных видеоматериалов (порнография и др.).
 
2. Уход от реального мира с его эмоциональными проблемами (например, стресс, депрессия, беспокойство) или же от простых жизненных сложностей (обилие работы, проблемы в учебе, расстройства в семье). Мгновенное бегство в фантастический мир – здесь Интернет служит поддержкой для привыкания, за которым следует:
 
– ухудшение настроения;
 
– психологические разногласия с окружающими.
 
Вначале зависимость проявляется в том, что вместо занятий такими обычными делами, как стирка, стрижка газона или посещение магазинов, люди сидят перед компьютером. Повседневные заботы игнорируются. Виртуальный мир, в котором человек чувствует себя намного комфортнее, чем в реальной жизни, создает угрозу для успешности в реальной жизни.
 
3. Отдаление людей, сужение социальных контактов. Это выражается в усилении стереотипности поведения. Всякая кибер-зависимость негативно влияет на внутрисемейные отношения и стабильность семьи как таковой (у школьников приводит к конфликтам с родителями, у взрослых заканчивается разводом).
 
4. Возникают серьезные проблемы с учебой, потому что школьники или студенты посещают не относящиеся делу сайты, часами болтают в чатах, беседуют с знакомыми и играют в интерактивные игры вместо занятий. У них появляются проблемы с выполнением домашних заданий, подготовкой к экзаменам.
 
5. Низкий контроль за количеством времени, проведенного в Сети. В результате нарушается режим, сон.
 
5. Дискуссия: «Плюсы» и «минусы» Интернета
 
Задание: ученикам предлагается самим подумать и перечислить положительные и отрицательные стороны Интернета. Например, в Интернете можно найти: прогноз погоды, новости, чат, магазины и др. Параллельно с их ответами заполняется таблица. Возможна самостоятельная работа по группам.
 
Положительные моменты Интернета:
 
– развитие технического прогресса;
 
– доступ к разнообразной информации;
 
– доступность и легкость покупок.
 
Отрицательные моменты Интернета:
 
– широкие знакомства – зависимость;
 
– теряется навык реального общения;
 
– портится язык (словарный запас);
 
– меняются цели человека;
 
– виртуальная реальность замещает действительную.
 
Правила безопасности
 
1. Зависимость – отказ от альтернатив
 
Задание: сначала предлагается самостоятельная работа по группам. Школьникам необходимо обозначить «жертвы» виртуальной зависимости и правила работы в Интернете.
 
Злоупотребление Интернетом ведет к негативным последствиям:
 
• к социальной изоляции;
 
• к усиливающейся депрессии;
 
• к распаду близких отношений, семьи;
 
• к неудачам в учебе;
 
• к финансовому неблагополучию и к потере работы (в перспективе).
 
Психолог (или педагог):
 
– Зависимость – это особый путь жизни, связанный с поиском «идеальной» реальности. При помощи зависимости человек убегает от дискомфорта действительности. Однако, будучи найденной, новая искусственная реальность разрушает здоровье и жизнь. Вначале – удовольствие и наслаждение. Однако через некоторое время наслаждение начинает требовать все больше сил, времени и быстро поглощает всю жизнь человека. Это неизбежно заставляет страдать как его самого, так и окружающих его людей.
 
Противоположностью зависимости является независимость – понятие, тождественное свободе. Свобода для человека – это свобода выбора между самовыражением и рабством зависимости. Свобода выбора присутствует только в случае самовыражения. Поэтому выбор себя и назван свободным. В случае предпочтения зависимости человек лишается любых альтернатив.
 
2. Рекомендации подросткам
 
1. Используйте реальный мир для расширения социальных контактов. Реальный мир, жизнь человека – это постоянное освоение, расширение и преображение реальности, и внутренней, и внешней. Таким путем человек становится совершеннее.
 
2. Определите свое место и цель в реальном мире. Ищите реальные пути быть тем, кем хочется. Избегайте простых способов достигать цели: бесплатный сыр – только в мышеловке.
 
3. Виртуальная реальность заполняет «дыры» в жизни. Живите без «заплаток»!
 
4. Компьютер – это всего лишь инструмент, усиливающий ваши способности, а не заменитель цели.
 
5. Развивать в виртуальной реальности то, что для вас не важно в реальной жизни, – нельзя. Делайте то, что хотите, в реальной жизни!
 
6. Ищите друзей в реальности. Виртуальный мир дает только иллюзию принадлежности к группе и не развивает никаких действительных навыков общения.
 
7. Наполняйте жизнь положительными событиями, поступками.
 
8. Имейте собственные четкие взгляды, убеждения.
 
9. Избегайте лживости и анонимности в виртуальной реальности.
 
10. Пребывайте «здесь и сейчас», а не «там».
 
11. Научитесь контролировать собственное время и время за компьютером.
 
3. Правила работы в Интернете
 
В конце занятия можно раздать школьникам памятки, которые они изучают самостоятельно и потом озвучивают в классе:
 
1. Не разглашать всю личную информацию (имя, адрес, номер телефона, адрес электронной почты, номер школы, ФИО родителей).
 
2. Использовать трудноопределимые экранные имена.
 
3. Не оставлять в Интернете информацию о кредитных картах.
 
4. Не доверять незнакомцам. В Интернете каждый человек может прикинуться не тем, кто он есть на самом деле.
 
 
«Странная штука жизнь виртуальная
 
Хоть электронная - все же реальная,
 
Те же в ней страсти, любовь и пороки,
 
Те же по жизни у всех замороки...
 
Здесь проще общаться, труднее обидеть,
 
Здесь можно любить, и увы - ненавидеть,
 
Все правда в запутанном этом мирочке,
 
Здесь чувства всегда умещаются в строчки»
 
«Два незнакомых человека
 
Случайно встретились в сети:
 
Один грустил, искал совета,
 
Другой любовь хотел найти.
 
Друг с другом долго говорили,
 
Пытаясь дружбу завести,
 
Всё друг о друге узнавали,
 
И очень сблизились они.
 
Один - забыл о своей грусти,
 
Он понимание обрёл...
 
Другой влюблялся понемногу,
 
Но слов он нужных не нашёл.
 
Всю ночь они проговорили,
 
И были счастливы они.
 
И снова в чат потом спешили,
 
Так пролетали ночи, дни…
 
И вот вопрос: Что за наука?
 
Что в вирте так сближает нас?
 
Когда, не видя человека,
 
Ты даришь много милых фраз.
 
Ты понимаешь, что он близок,
 
И ты скучаешь почему?
 
И вновь включаешь свой компьютер,
 
И снова в чат спешишь к нему.»
свернуть

Профилактика преступлений, совершаемых с использованием социальных сетей

Профилактика преступлений, совершаемых с использованием социальных сетей

 
Профилактика преступлений, совершаемых                                                 с использованием социальных сетей

Повсеместное внедрение и использование информационно-коммуникационных технологий, не только способствует формированию информационного общества, но и приводит к появлению новых угроз, одной из которых является компьютерная преступность.
Последние пять лет в Республике Беларусь фиксируется существенный рост числа зарегистрированных Справочно. В период с 2009 по 2017 год доля киберпреступлений в структуре преступности составляла около 2-3 % (в пределах 2,0-2,5 тысяч преступлений в год), в 2022 году их доля составила 16,8 % (14 839).
При этом подростки, не обладая должной осмотрительностью, становятся жертвами интернет-мошенников, а также с помощью социальных сетей, включая мессенджеры, вовлекаются в совершение преступлений.
С развитием информационных технологий также возросло число зарегистрированных преступлений против половой неприкосновенности или половой свободы несовершеннолетних, совершаемых посредством различных социальных сетей и сервисов для обмена сообщениями.
Рассчитывая на анонимность в интернете, преступники, пользуясь детской доверчивостью и недостаточными знаниями о безопасном поведении в сети, подыскивают жертв преступлений, маскируясь под несовершеннолетних или знакомых.
Справочно. В 2022 году значительная часть всех указанных преступлений против половой неприкосновенности или половой свободы несовершеннолетних совершена с использованием различных социальных сетей и мессенджеров – 248 из 1089, или 22,8 %.
В числе преступлений, связанных с совершением развратных действий в отношении несовершеннолетних, более 80 % совершены в интернете (так называемый интернет-груминг).
Справочно. Наиболее часто преступниками при совершении преступлений использовались следующие социальные сети и мессенджеры: ВКонтакте – 85 %; Telegram – 8,5 %; Instagram – 3 %; Viber – 2,5 %; Одноклассники и WhatsApp – менее 1 %.
Кроме того, с помощью социальных сетей (мессенджеров) среди несовершеннолетних распространяется информация деструктивного характера: пропаганда экстремизма, насилия, наркомании, нетрадиционных сексуальных отношений и иной контент, имеющий возрастные ограничения.
Дети в силу отсутствия критического мышления подвержены негативному влиянию такой информации и представленным в сети фейкам, что делает их присутствие в социальных сетях потенциально опасным.
Статистические данные об использовании в преступных целях социальных сетей и мессенджеров свидетельствуют о том, что особого внимания требует вопрос обеспечения безопасности детей и подростков.
Обращаем внимание, что правилами пользования большинства наиболее популярных среди несовершеннолетних приложений запрещено создание учетной записи лицам до 13 лет (Viber, Instagram, ТiкТок)
или до 16 лет (Telegram). Регистрация аккаунта от имени лица, не достигшего минимально допустимого возраста, является нарушением условий пользования мессенджером (социальной сетью).

 
 
 
 
свернуть

О профилактике преступлений, совершаемых с использованием социальных сетей

Повсеместное внедрение и использование информационно­коммуникационных технологий не только способствует формированию информационного общества, но и приводит к появлению новых угроз, одной из которых является компьютерная преступность.

Последние пять лет в Республике Беларусь фиксируется существенный рост числа зарегистрированных

Справочно. В период с 2009 по 2017 год доля киберпреступлений в структуре преступности составляла около 2-3 % (в пределах2,0-2,5 тысяч преступлений в год), в 2022 году их доля составила 16,8 % (14 839).

При этом подростки, не обладая должной осмотрительностью, становятся жертвами интернет-мошенников, а также с помощью социальных сетей, включая мессенджеры, вовлекаются в совершение преступлений.

С развитием информационных технологий также возросло число зарегистрированных преступлений против половой неприкосновенности или половой свободы несовершеннолетних, совершаемых посредством различных социальных сетей и сервисов для обмена сообщениями.

Рассчитывая на анонимность в интернете, преступники, пользуясь детской доверчивостью и недостаточными знаниями о безопасном поведении в сети, подыскивают жертв преступлений, маскируясь под несовершеннолетних или знакомых.

Справочно. В 2022 году значительная часть всех указанных преступлений против половой неприкосновенности или половой свободы несовершеннолетних совершена с использованием различных социальных сетей и мессенджеров – 248 из 1089, или 22,8 %.

В числе преступлений, связанных с совершением развратных действий в отношении несовершеннолетних, более 80 % совершены в интернете (так называемый интернет-груминг).

Справочно. Наиболее часто преступниками при совершении преступлений использовались следующие социальные сети и мессенджеры: ВКонтакте – 85 %; Telegram – 8,5 %; Instagram – 3 %; Viber – 2,5 %; Одноклассники и WhatsApp – менее 1 %.

Кроме того, с помощью социальных сетей (мессенджеров) среди несовершеннолетних распространяется информация деструктивного характера: пропаганда экстремизма, насилия, наркомании, нетрадиционных сексуальных отношений и иной контент, имеющий возрастные ограничения. Дети в силу отсутствия критического мышления подвержены негативному влиянию такой информации и представленным в сети фейкам, что делает их присутствие в социальных сетях потенциально опасным.

Статистические данные об использовании в преступных целях социальных сетей и мессенджеров свидетельствуют о том, что особого внимания требует вопрос обеспечения безопасности детей и подростков.

Обращаем внимание, что правилами пользования большинства наиболее популярных среди несовершеннолетних приложений запрещено создание учетной записи лицам до 13 лет (Viber, Instagram, ТiкТок) или до 16 лет (Telegram). Регистрация аккаунта от имени лица, не достигшего минимально допустимого возраста, является нарушением условий пользования мессенджером (социальной сетью).

свернуть

Компьютерная преступность.

Повсеместное внедрение и использование информационно­коммуникационных технологий не только способствует формированию информационного общества, но и приводит к появлению новых угроз, одной из которых является компьютерная преступность.

Последние пять лет в Республике Беларусь фиксируется существенный рост числа зарегистрированных

Справочно. В период с 2009 по 2017 год доля киберпреступлений в структуре преступности составляла около 2-3 % (в пределах2,0-2,5 тысяч преступлений в год), в 2022 году их доля составила 16,8 % (14 839).

При этом подростки, не обладая должной осмотрительностью, становятся жертвами интернет-мошенников, а также с помощью социальных сетей, включая мессенджеры, вовлекаются в совершение преступлений.

С развитием информационных технологий также возросло число зарегистрированных преступлений против половой неприкосновенности или половой свободы несовершеннолетних, совершаемых посредством различных социальных сетей и сервисов для обмена сообщениями.

Рассчитывая на анонимность в интернете, преступники, пользуясь детской доверчивостью и недостаточными знаниями о безопасном поведении в сети, подыскивают жертв преступлений, маскируясь под несовершеннолетних или знакомых.

Справочно. В 2022 году значительная часть всех указанных преступлений против половой неприкосновенности или половой свободы несовершеннолетних совершена с использованием различных социальных сетей и мессенджеров – 248 из 1089, или 22,8 %.

В числе преступлений, связанных с совершением развратных действий в отношении несовершеннолетних, более 80 % совершены в интернете (так называемый интернет-груминг).

Справочно. Наиболее часто преступниками при совершении преступлений использовались следующие социальные сети и мессенджеры: ВКонтакте – 85 %; Telegram – 8,5 %; Instagram – 3 %; Viber – 2,5 %; Одноклассники и WhatsApp – менее 1 %.

Кроме того, с помощью социальных сетей (мессенджеров) среди несовершеннолетних распространяется информация деструктивного характера: пропаганда экстремизма, насилия, наркомании, нетрадиционных сексуальных отношений и иной контент, имеющий возрастные ограничения. Дети в силу отсутствия критического мышления подвержены негативному влиянию такой информации и представленным в сети фейкам, что делает их присутствие в социальных сетях потенциально опасным.

Статистические данные об использовании в преступных целях социальных сетей и мессенджеров свидетельствуют о том, что особого внимания требует вопрос обеспечения безопасности детей и подростков.

Обращаем внимание, что правилами пользования большинства наиболее популярных среди несовершеннолетних приложений запрещено создание учетной записи лицам до 13 лет (Viber, Instagram, ТiкТок) или до 16 лет (Telegram). Регистрация аккаунта от имени лица, не достигшего минимально допустимого возраста, является нарушением условий пользования мессенджером (социальной сетью).

свернуть

РОДИТЕЛЬСКИЙ КОНТРОЛЬ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ

РОДИТЕЛЬСКИЙ КОНТРОЛЬ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ

 
Сегодня много говорится об угрозах, которые таит в себе Интернет. Об этом сообщают по телевидению, радио, пишут в газетах и журналах, но больше всего на эту тему сказано в сети Интернет.

В первую очередь, этим угрозам подвержены наши дети.

Дети могут занести на семейный компьютер вредоносную программу, зачастую называемую вирусом или трояном («троянским конем»). Но даже если пропадет вся ценная информация, которая хранится на компьютере, или вредоносная программа похитит реквизиты электронных платежных систем, и мы лишимся денежных средств – это полбеды. А вот если ребенок начитается, насмотрится, наслушается всего негативного, что есть в Интернете, мы можем лишиться его. Вот это – самая настоящая беда.

А в Интернете есть все: порнография, сцены жестокости и насилия, пропаганда суицида, способы изготовления самодельных взрывчатых веществ и устройств, наркотики…

Только не надо паники и поспешных решений! В Интернете есть и средства борьбы с таким злом: советы, как с этим бороться, форумы и социальные сети, где родители обсуждают свои проблемы. Есть и компьютерные программы, с помощью которых мы можем ограничивать доступ ребенка к нежелательной информации.

Основные задачи, которые решаются с помощью данных компьютерных программ, заключаются в:

запрете посещения нежелательных категорий сайтов;

блокировке опасных сайтов;

блокировке контекстной рекламы и баннеров;

защите ребенка от сомнительных знакомств;

контроле за работой программ обмена сообщениями, социальных сетей и загрузки файлов и др.

Это означает, что при установке таких программ и их нормальной работе ребенок защищается от посещений сайтов порнографического содержания, пропагандирующих секс, наркотики и насилие, распространяющих вредоносные программы, в некоторых случаях – от посещения игровых сайтов, сайтов знакомств, где зачастую различные сомнительные личности могут выдать себя за сверстников вашего ребенка. Список этим не ограничивается, и такие программы могут выполнять много разных полезных функций и задач.

Многие из этих программ бесплатные и свободно распространяются, в том числе и в сети Интернет.

Вот только одна беда – наши дети сейчас знают компьютеры намного лучше своих родителей. Нередки случаи, когда программы, предназначенные для родительского контроля, в умелых детских руках превращаются в программы контроля за родителями. Так что эти программы – для самых маленьких, которые пока не умеют сами устанавливать их на компьютер, не могут производить настройку компьютера, у кого в ящике письменного стола или на книжной полке еще нет компакт-дисков с разными программами.

А вот для более взрослых детей, в том числе и сотрудников различных компаний, есть иное техническое решение по ограничению доступа к нежелательным сайтам.

Это решение строится на простом принципе – поставить фильтры там, куда наши дети не могут дотянуться, где ничего не могут изменить, – на оборудовании интернет-провайдеров.

Раньше подобное было больше из области фантастики, а при выборе интернет-провайдера все больше интересовались доступностью, стоимостью, скоростью, надежностью работы.

Сегодня можно готовить и о качестве оказанных услуг, а также об их широком выборе.

Ряд белорусских интернет-провайдеров уже включил в свой перечень услугу родительского контроля. Не буду всех их перечислять, но нельзя не упомянуть тот факт, что с октября текущего года «Белтелеком» («ByFly») запустил новую услугу, которая так и называется – «Родительский контроль».

Разные интернет-провайдеры используют различные технические методы реализации этой услуги, где-то она надежней, где-то более удобная при настройке и выборе опций, но всех их объединяет одно – обойти эту защиту наши дети практически не в состоянии, для этого нужно обладать специальными техническими познаниями, которые и не у каждого взрослого есть.

А к какому интернет-провайдеру стоит подключиться, у кого из них система «Родительский контроль» работает лучше, надежнее, удобнее, лучше всего обсудить с другими родителями. Например, на родительском собрании, в присутствии классного руководителя. При таком обсуждении совершенно не обязательно обладать специальными компьютерными познаниями, тут критерий прост – работает или не работает подобная защита.

Тем не менее полагаться на все 100 % на технические средства защиты я не советовал бы. Если вы доверяете своему ребенку и он вам, если вашему ребенку интересней общаться с вами, а не с незнакомцами в Интернете, если вы живете жизнью вашего ребенка, только в этом случае защита будет работать безотказно.


свернуть
Безопасность детей в сети