Семейные ценности

Сексуальное и репродуктивное здоровье женщин

Сексуальное и репродуктивное здоровье женщин связано с многочисленными правами человека, в том числе с правом на жизнь, правом на свободу от пыток, правом на здравоохранение, правом на неприкосновенность частной жизни, правом на образование и запретом дискриминации. Комитет по экономическим, социальным и культурным правам и Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин (КЛДЖ) четко указали, что право женщин на здравоохранение включает сексуальное и репродуктивное здоровье.

Это означает, что государства несут обязательства по соблюдению, защите и реализации прав, связанных с сексуальным и репродуктивным здоровьем женщин. Специальный докладчик по вопросу о праве каждого человека на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья подтверждает, что женщины имеют право на услуги, товары и обращение в учреждения в сфере репродуктивного здоровья, которые:

  • доступны в достаточном количестве;
  • доступны физически и экономически;
  • доступны без дискриминации; и
  • имеют хорошее качество (смотрите доклад  A/61/338).

Примеры нарушений

Несмотря на эти обязательства, нарушения прав женщин на сексуальное и репродуктивное здоровье происходят часто. Они принимают множество форм, включая:

  • отказ в доступе к услугам, которые требуются только женщинам;
  • предоставление услуг низкого качества;
  • зависимость доступа женщин к услугам от разрешения третьей стороны;
  • принудительные стерилизации, принудительный осмотр на предмет сохранения девственности и принудительный аборт без предварительного согласия женщины;
  • калечащие операции на женских половых органах; и
  • ранний брак.

Причины и последствия нарушений прав человека в области сексуального и репродуктивного здоровья

Нарушения прав женщин в области сексуального и репродуктивного здоровья зачастую прочно лежат в основе общественных ценностей, касающихся сексуальности женщин. Патриархальные представления о ролях женщины в семье означают, что ценность женщин часто определяется ее способностью к размножению. Ранние браки и беременности, а также повторные беременности без достаточного перерыва между ними, которые часто вызваны стремлением воспроизвести детей мужского пола по причине предпочтения сыновей, имеют разрушительное влияние на женское здоровье и иногда имеют летальный исход. Женщин также часто осуждают за бесплодность, по этой причине они подвергаются остракизму и различным нарушениям прав человека.

свернуть

СОБЛЮДЕНИЕ РОЛЕЙ В СЕМЬЕ И ОБЩЕСТВЕ

СОБЛЮДЕНИЕ РОЛЕЙ В СЕМЬЕ И ОБЩЕСТВЕ

Современный мир построен на соблюдении ролей, которые человеку приписывает общество. Особенно важными являются гендерные роли. Что это за роли? Давайте разберёмся.

sem1

Гендерные роли представляют собой ожидаемые в обществе от представителей мужского и женского пола традиционные поведенческие реакции. Они могут ожидаться, приписываться, навязываться, требоваться обществом, но любой человек вправе сам решать, нужно ли ему стереотипное поведение. Их прививает общество путем воспитания с детства определенной манеры поведения, присущей тому или иному полу. Роль женщины - стремиться быть успешной, активной, выносливой в условиях господствующих в обществе правил, уравнивающих оба пола. Таким образом, дама должна успевать хозяйничать по дому, рожать детей, строить карьеру, а также потрясающе выглядеть. От мужчин требуется завоевание статуса и уважения, умственной, эмоциональной стабильности, физической выносливости и избегания женских занятий. Если мужчина не достигает успеха в каком-то одном аспекте, он стремится компенсировать это, проявляя себя в другом более активно.

В чем разница между гендерной ролью мужчины и женщины?

С развитием общества представительницы прекрасной половины человечества уже не желают мириться с судьбой домохозяйки, чем заставляют пересмотреть общественные стереотипы о женском поведении. Это объясняется тем, что общество живет по мужским законам, где есть победитель и побежденный, а также нет сочувствия и сострадания.

Вслед за этим зачастую происходит смена ролями, когда дама является добытчиком, а ее муж управляется по хозяйству. Таких пар достаточно много в последнее время, причем сама женщина не удовлетворена ситуацией, также как и мужчина, ведь заложенные природой поступки отсутствуют у обоих.

Следует только отметить, что муж справится с любыми делами по дому не хуже, чем его возлюбленная, да только в одном он не сможет ее заменить - ведь выносить и родить ребенка суждено лишь женщине. Как видим, границы между общепринятым поведением представителей обоих полов стираются, принося за собой массу последствий.

свернуть

ПОВЫШЕНИЕ РОЛИ ОТЦА В ВОСПИТАНИИ РЕБЕНКА

«ПОВЫШЕНИЕ РОЛИ ОТЦА В ВОСПИТАНИИ РЕБЕНКА»

Не надобно иного образца,
Когда в глазах пример отца.
​А. С. Грибоедов

         Семейное воспитание играет важную роль в становлении личности человека. В процессе семейного общения от старшего поколения к младшему передаются жизненный опыт, особенности культуры, нормы поведения. Традиционно главой семьи считается отец. Но современные социально-экономические условия диктуют свои жизненные ценности. В настоящее время женщины все чаще становятся лидерами, и не только в профессиональной деятельности. А ведь именно отец является для ребенка образцом мужчины — защитника, добытчика. Он играет важнейшую роль в усвоении детьми моральных норм. Своей реакцией (словесной и поведенческой) на события, слова и поступки людей формирует определенные нормы морали, модели поведения.

          Говоря о решающей роли отца в воспитании ребенка, мы имеем в виду его личный пример:

  • отношение к труду, своим обязанностям;
  • личностные качества: требовательность, строгость, справедливость;
  • оказание взаимопомощи и взаимовыручки;
  • создание условий для полноценной жизни и деятельности всех членов семьи;
  • воспитание уважительного отношения друг к другу.

          Можно утверждать, что если ребенок в силу ряда обстоятельств был обделен любовью родителей или даже одного из них - папы, то потом ему будет очень трудно научиться ее дарить и понимать. Выраженная любовь отца даёт ощущение особого эмоционально-психологического благополучия, которое не может в полной мере обеспечить одинокая женщина-мать. Потеряв доверие к отцу, ребенок может утратить веру в людей и вырасти человеком, не умеющим любить, сопереживать и по-настоящему заботиться о других. А детская недолюбленность может проявиться уже у повзрослевшего человека в стремлении "подключиться" к другому человеку, напитаться его любовью и поддержкой. С течением времени "дефицит любви" не исчезает, тоска по отцовской любви оборачивается для ребенка неврозами, склонность к формированию различных зависимостей, к стремлению привязать к себе окружающих любыми способами. Отсутствие психоэмоциональной связи с отцом приводит к излишней агрессии в период полового созревания. Чувство неполноценности чаще посещает людей, которые не имели тесной связи с отцом. Также эти люди страдают от чувства отверженности и беззащитности, им присущи различные виды страхов. Недостаточный опыт общения с отцом и отсутствие приемлемой модели идентификации ослабляют формирование отцовских чувств у мальчика и юноши, что часто в будущем неблагоприятно сказывается на воспитании своих собственных детей.
Ребёнок, растущий без отцовского авторитета, как правило, недисциплинирован.
         Дети эмоционально ближе к матери, чем к отцу, но это не значит, что дети не нуждаются в отце. Счастливы и самодостаточны те дети, которые с самого рождения были окружены не просто любовью - обожанием отца. Они чувствуют себя более защищенными и уверенными в себе. Поэтому не стоит воспринимать мужчину в семье лишь как источник дохода или мастера на все руки, так как его вклад в воспитание ребенка очень важен. Дело не в том, что он знает больше, чем мама, - он знает то, чего она не знает. Папа для ребенка не просто родной человек, а образец мужчины, символ мужественности, мужского начала. Благодаря той символической функции, которую он выполняет, отец помогает малышу составить представления о себе самом и об окружающих. Отцу присуща врождённая реакция в направлении заботы о жене и детях и их защиты. Роль папы представляет собой определённый пример поведения, источник уверенности и авторитета. Отец - олицетворение дисциплины и порядка. Отец - наиболее естественный источник познания о мире, труде и технике. Он способствует ориентировке на будущую профессию и создаёт социально полезные цели и идеалы. Если мать предоставляет ребенку возможность ощутить интимность человеческой любви, то отец проводит малыша по пути к человеческому обществу. Для сына отец является примером, моделью для подражания.
         Отцовство является необходимым условием полноценного развития личности будущего мужчины. В соприкосновении с отцом у мальчика созревают истинно мужские черты:
-потребность и способность защищать,
-принимать на себя ответственность,
-внутренняя энергия и душевная сила.
         Отец - проводник, который помогает мальчику совершить переход от малыша на маминых руках к мальчику, а потом к юноше.
         Именно отец может сформировать у ребёнка способность к инициативе и     противостоянию групповому давлению. Чем больше ребёнок привязан к матери (по сравнению с отцом), тем менее активно он может противостоять агрессии окружающих. Авторитарность отца оказывает на умственные характеристики детей положительное влияние, тогда как авторитарность матери - отрицательное. Как правило, папы меньше опекают детей, предоставляя им больше самостоятельности, тем самым воспитывая в ребёнке самодисциплину. Этим самым отцы поощряют процесс отделения ребёнка от матери и ускоряют адаптацию к социальным условиям. Отец - единственный герой для ребенка, который способен разогнать тени и спугнуть любое чудовище. С отцом у ребенка пропадает страх. Отец - это "божество"! Отец всемогущ и неуязвим, он может все в глазах ребенка.
Как и мальчик, девочка воспринимает отношения между папой и мамой как образец или даже сценарий своей будущей семейной жизни. Почти бессознательно она, повзрослев, начинает искать себе супруга, сравнивая его со своим отцом. Отец способствует формированию у дочери позитивной самооценки, выражая одобрение ее действиям, способностям, внешности. У девочек, воспитывающихся без отцов, при отсутствии реальной модели отношений между мужчиной и женщиной, может сформироваться нереалистичное отношение к лицам мужского пола. Повседневное общение дочери с отцом учит ее разбираться в мужской психологии, подстраиваться под нее, учит не бояться мужчин.

         Любой отец сегодня может посетовать на недостаток времени для занятия своим ребенком. К тому же финансовые проблемы не способствуют становлению полноценного отцовства - мужчины вынуждены все больше времени проводить на работе, все меньше - с семьей и детьми.  Кроме того, есть еще весомые факторы, которые осложняют процесс взаимоотношений внутри семьи: нередко это пристрастие к алкоголю и наркотикам.

          Поэтому сотрудничество с родителями, в особенности с отцами, - одно из важнейших направлений воспитательно-образовательной деятельности дошкольного учреждения. И здесь очень важно создать четкую стратегию сотрудничества, найти подход к папам детей, создать атмосферу доверия, изучить их запросы и ожидания, определить проблемы ребенка. Актуальным на сегодня является разработка и реализация социальных проектов (внутри детского сада и в рамках городских и федеральных программ), направленных на привлечение семей к участию в жизни дошкольников, повышение родительской компетенции и возрождение социального статуса отца.

         В соответствии с ФГОС ДО в образовательном учреждении должны быть созданы условия для обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

          Согласно данному положению, педагоги МБДОУ ДС №25 «Троицкий» поставили перед собой задачу активизации педагогического потенциала семьи, создания единого воспитательно-образовательного пространства «родители-дети-педагоги». Для этого были пересмотрены формы совместной деятельности: как традиционные (родительские собрания, консультации), так и инновационные (социальные проекты, акции, спартакиады, создание клуба и т. д.).

          Для вовлечения членов семей воспитанников в образовательный процесс как равноправных партнеров в ДОО был организован Совет отцов.

Совет образуется в целях развития взаимодействия образовательных организаций и родительской общественности по улучшению эффективности функционирования социально-образовательной  среды, укрепления института семьи и семейных ценностей, повышения ответственности отцов за воспитание детей, организации профилактической работы с семьями, усиления педагогического потенциала родительской общественности по духовно - нравственному, культурному, физическому, трудовому и патриотическому воспитанию детей и подростков; формирования культуры здорового образа жизни.

          Кроме того, такое взаимодействие помогает заложить полезные традиции. В нашем образовательном учреждении совместно с семьями проходят праздники дошкольного учреждения,  организуются совместные соревнования и эстафеты, творческие конкурсы, проводятся проекты "День отца", в рамках которых для пап проходят различные тренинги и беседы, тематические занятия для детей, на которых папы рассказывают  о своих профессиях, увлечениях, путешествиях. Также важно обратить внимание на увеличение времени для совместных занятий пап и детей - это может быть рисование или фотосъемка, результатом которой станет фотовернисаж - выставка совместных фоторабот отцов и детей. В саду может иметь место галерея "Трудовая слава пап", в оформлении которой примут участие дети и воспитатели. 
         Подобные мероприятия, несомненно, помогут упрочить семейные традиции, наладить контакт между папами и их детьми, а также установить доверительные отношения между воспитателями и отцами, дедушками, старшими братьями детей, способствуют улучшению микроклимата как в группе, так и дома. Как следствие -  взаимодействие между воспитателями и родителями станет более эффективным, повысится активность членов семьи в участии в педагогическом процессе

свернуть

Ответственное родительство — залог будущего детей

Ответственное родительство — залог будущего детей

Будущее наших детей напрямую зависит от нас, взрослых-родителей и педагогов и того, с какой долей ответственности мы подойдем к вопросу их воспитания.

Наверняка каждый родитель в какой-то момент жизни задается вопросом, насколько хорошо он исполняет свои родительские функции, сможет ли он сделать своих детей счастливыми. Этот вопрос порождает большое количество тревог и сомнений. Зачастую остается непонятным, что же должны делать мамы и папы, чтобы быть «хорошими».

По мнению специалистов, ответственный родитель, в первую очередь, – зрелый человек, способный отвечать за свои поступки и за свою жизнь, ведь, если этого нет в отношении самого себя, как можно говорить об ответственности за маленького человека? Являясь зрелой личностью, человек в состоянии обеспечить себя работой, жильем и создать благоприятные условия для развития ребенка.

Ответственное родительство, с одной стороны, предполагает предоставление ребенку свободы выбора, с другой – строгость, умение ставить запреты и ограничивать действия ребенка в тех ситуациях, когда это необходимо.

Итак, ответственное родительство это, прежде всего, сбалансированность разных сторон воспитания, регулярное общение с ребенком - в условиях современного мира, полного опасностей и соблазнов, родитель должен быть всегда в курсе того, что происходит в жизни ребенка – его интересов и предпочтений, по возможности разделять их и иметь на него влияние; родитель должен быть готов не просто слушать ребенка и говорить с ним на важные темы, стараясь избегать оценок в суждениях и осуждения, но выступать в роли помощника и советчика, вызывать в ребенке ответную реакцию, давать ему возможность обсуждать проблемы и делиться своими переживаниями; родитель должен иметь возможность оплачивать обучение ребенка, обеспечить его необходимой одеждой, желательно, карманными деньгами; ребенка надо учить следовать правилам, установленным обществом, в котором он живет; родитель должен быть способен привить ребенку базовые жизненные ценности, такие как семья, культура, научить ребенка ценить свои жизнь и здоровье.

Легко ли в наше время быть ответственным родителем? В условиях современного мира, когда зачастую каждый день расписан по минутам, родители приходят домой лишенными сил. И все же необходимо найти время для общения с ребенком. Ведь для того, чтобы быть ответственным родителем нужно уделять ребенку не так много времени. Посвящайте общению с любимым чадом хотя бы полчаса ежедневно. К сожалению, как показывает практика, многие родители недооценивают важность общения с ребенком, простого разговора с ним, обсуждения каких-либо событий в жизни ребенка.

 
свернуть

СЕМЕЙНОЕ И ГЕНДЕРНОЕ ВОСПИТАНИЕ

 

Семейное воспитание обучающихся предполагает формирование культуры взаимоотношений между полами, ценностного отношения к институту брака и семьи, представлений о важнейших сторонах жизни современной семьи (быт, распределение финансов, труд и отдых, рождение и воспитание детей, нормативные и правовые основы брачно-семейных отношений и др.); представлений об ответственном супружестве и родительстве, культуре семейных взаимоотношений.

Содержание семейного воспитания включает знания о правовых основах брачно-семейных отношений, об основных функциях и закономерностях развития современной семьи, ролевом поведении в семье, особенностях воспитания детей; навыки конструктивного поведения в типичных семейно-бытовых ситуациях, взаимодействия с ближайшим и удаленным окружением (супругами, детьми, возможными родственниками, друзьями); проявление уважения и заботы о близких и старшем поколении; изучение своей родословной.

Гендерное воспитание состоит в целенаправленном создании условий, способствующих идентификации личности как представителя определенного пола, закреплению гендерных ролей, воспроизводству соответствующего социального опыта, формировании гендерной культуры личности.

Содержание гендерного воспитания заключается в создании у обучающихся представлений о роли и жизненном предназначении мужчин и женщин в современном обществе; усвоении знаний о сущности и содержании понятий «гендер», «гендерные стереотипы», «гендерные роли»; формировании понимания, принятия и готовности к исполнению своей гендерной роли, ценностного отношения к своей половой принадлежности, любви, браку, материнству и отцовству; недискриминационного отношения к представителям обоих полов, стремления к достижению понимания во взаимоотношениях.

свернуть

Популяризация общественной морали, традиционных семейных ценностей и укрепление института семьи

Популяризация общественной морали, традиционных семейных ценностей и укрепление института семьи

 

Процесс формирования семейных ценностей начинается в семье на личном примере родителей. Зависит от нравственной атмосферы в родительской семье, психолого-педагогической грамотности отца и матери. Так как родители не всегда обладают достаточной педагогической грамотностью, школа должна оказать им профессиональную помощь. Задача школы – актуализировать чувство сопричастности ребенка с семьей, родом, родственниками; дать возможность осознать правила, регулирующие взаимоотношения в семье; инициировать осознание детьми семейных ценностей, традиций, обычаев. Формирование семейных ценностей может осуществляться в учебном процессе и в рамках воспитательной работы классного руководителя.

Результаты и эффективность воспитательной работы предопределяет целенаправленное и четкое планирование. Обоснованный план позволяет наметить общие перспективы воспитания учащихся и определить конкретные пути решения поставленных воспитательных задач.

Повышение квалификации классного руководителя по проблемам семьи и семейных ценностей традиционно осуществляется через педагогические советы, теоретические семинары, совещания при директоре, методическое объединение классных руководителей. Огромную роль играет педагогическое самообразование. Самообразование осуществляется по следующим вопросам: «Диагностика и анализ в процессе педагогического сопровождения семейного воспитания»; «Формирование семейных духовно-нравственных ценностей в условиях взаимодействия семьи и школы»; «Семья и школа: проблемы и пути их решения»; «Повышение психолого-педагогической компетентности родителей»; «Социальное партнерство семьи и школы в сфере воспитания» и т. д.

При выборе содержания, форм организации воспитательной работы по формированию семейных ценностей соблюдается принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. В 5-6 классах идет формирование представлений о человеке как субъекте жизни и наивысшей ценности на Земле, а, следовательно, и семье, как основе основ человеческой жизни и воспитания. Одновременно формируются отношения к школе и культурным ценностям в жизни человека. Содержание воспитательной работы направлено на формирование у учащихся мотивации к изучению своей родословной, воспитанию чувства гордости за членов своей семьи и ответственности перед ними за свои достижения.

В 7-8 классах учащиеся обретают ценностные отношения к социальному устройству человеческой жизни. Как быть успешным? Как стать счастливым? Как научиться жить в мире людей и строить с ними свои отношения? Поиск ответов на эти вопросы не оставляет подростков равнодушными. Параллельно с этим идет формирование отношений к труду, к себе, к обществу, развивается эстетический вкус. Родители становятся для ученика в этом возрасте менее авторитетными, чем сверстники. Появляется кризис взаимодействия поколений. Задача школы – формирование культуры взаимоотношений детей и родителей, демонстрация авторитета родителей в социуме и школе.

В 9 классе происходит формирование активной жизненной позиции, воспитание личностных качеств гражданина своей Родины на основе определенных отношений к явлениям окружающего мира. Большое внимание уделяется воспитанию семейной культуры. В первую очередь, это формирование нравственных понятий о сыновьем и дочернем долге перед семьей и родителями, уважительного отношения ко всем членам семьи, взаимоотношений между полами.

                                                                                             

Что такое для человека семья? Слово,  которое понятно всем. Оно с первых мгновений жизни рядом с каждым из нас. Семья – это дом, папа и мама, близкие люди. Это общие заботы, радости и дела. Это любовь и счастье. Семья – это тыл и фундамент, на котором строится вся жизнь. Все мы рождаемся в семье, а вырастая, создаем свою собственную. Так устроен человек.

Семьи бывают разные: веселые и счастливые, строгие и консервативные, несчастные и неполные. Почему так?  Разные семьи имеют разные характеры, как люди. Если человек, как личность, определяет свою жизнь, исходя из своих жизненных приоритетов, то и семья, как комплекс, состоящий из отдельных личностей, взаимосвязанных между собой родственными и эмоциональными отношениями, строит свое настоящее и будущее, основываясь на собственных ценностях.

Семья и семейные ценности – это важнейший фундамент, на котором строится жизнь любого человека. Формирование личности начинается именно в семье: семейные ценности прививают нужные навыки для гармоничного развития целостной натуры.

Что важнее всего в семье? Очень трудно однозначно ответить на этот вопрос. Любовь? Взаимопонимание? Забота и участие? А может быть самоотверженность и трудолюбие? Или строгое соблюдение семейных традиций?

Семья и семейные ценности  всегда неразрывно связаны между собой и друг без друга не существуют. Если семья отсутствует, то семейные ценности автоматически теряют свое значение. Ни одни узаконенные отношения между мужчиной и женщиной не существуют и никогда не существовали без основополагающих принципов. Именно благодаря им на протяжении многих лет супругам удается сохранить духовное здоровье, единство и целостность. На заботе и любви строятся традиционные семейные ценности.

Изменение и развитие общества, новые взгляды соответственно формируют и новое понимание семейных ценностей. Сегодня нравственные приоритеты родителей и детей значительно разнятся. У детей отношение к данному понятию обладает более прогрессивным, но жестким характером. Такая тенденция наблюдается ввиду того, что каждое последующее молодое поколение берет от предыдущего только самое необходимое, привносит в него собственные, актуальные в настоящее время, семейные обычаи и традиции. Безусловно, такие понятия, как доверие, любовь, взаимопомощь, уважение и доброта, остаются основополагающими и для человека 21-го века. Но, как ни печально, они подвергаются давлению со стороны самых разных факторов, которые обусловлены проблемами общества.

Чтобы сохранились традиционные семейные ценности, примеры для подрастающего поколения в первую очередь должны приводиться из личного жизненного опыта. И даже если кто-то вырос далеко не в такой благополучной среде и не смог впитать с воспитанием истинное любящее родственное отношение, необходимо постараться уже в осознанном возрасте наверстать упущенное и через отношение к ближнему постараться сделать этот мир лучше и светлее. Это под силу каждому.

Как воспитываются семейные ценности? Сегодня взаимодействия между близкими людьми могут условно подразделяться на современные и традиционные, и они иногда конфликтуют между собой. У каждого человека есть свое индивидуальное понятие о том, как сохранить отношения и брак. Чему-то в этом вопросе научили родители, что-то удалось уяснить из собственного жизненного опыта. Когда только сформировалась молодая семья, супруги не всегда задумываются о том, что значит чтить мнение партнера, считаться с его личным пространством. Нередко они сразу начинают ожидать друг от друга только хорошего и считают, что это хорошее должен создавать именно партнер. На этом этапе следует понять, что ответственность за гармоничный союз лежит как на мужчине, так и на женщине в равной степени. Здесь каждый, занимая свою позицию, согласно половой принадлежности, должен оберегать и культивировать все то, что в силах сделать брак удачным, а будущих детей – счастливыми. Идеалом можно не быть, но стараться нужно. В любой период взаимоотношений (неважно, это пара, прожившая в браке много лет, или молодая семья) необходимо заниматься самовоспитанием, работать над собой. Любые проблемы можно научиться решать мирно, что и станет началом пути к взаимному счастью. В результате в скором времени у супругов жизнь преобразится в лучшую сторону, наладится или трансформируется общение. Именно так, преодолевая сложности, и формируется настоящая семья, и семейные традиции становятся священными и уважаемыми среди всех сородичей.

Дети – цветы жизни. Ни в коем случае не стоит забывать и о самых маленьких. Детям в первую очередь нужен в семье мир и благополучие, ведь они являются самым незащищенным и уязвимым родовым звеном. К ним необходимо проявлять благосклонность и на собственном примере показывать, как важна семья, разъяснять, почему необходимо чтить традиции. Такое морально-нравственное воспитание не будет напрасным.

Из-за информационного дефицита и из-за навязываемых обществом новых ценностей денег и статуса, дети отодвинули самые дорогие и необходимые составляющие своей нормальной жизни на второй план. Формирование у детей правильного понятия о жизни, об этических нормах станет залогом их счастливой семейной жизни в будущем. Разобраться малышам и подросткам в данной теме также помогают и учреждения образования. В последнее время все чаще стал проводиться классный час, на котором  семейные ценности являются главной темой для бесед. Это большой шаг вперед, так как правильное развитие самосознания ребенка поможет ему найти и свое место в жизни.

Основные семейные ценности

 

Для любой семьи перечень семейных ценностей будет содержать бесконечное количество пунктов. Но каждый из нас должен иметь четкое представление о тех семейных ценностях, которые способствуют укреплению фундамента для создания крепкой и дружной семьи. Знание моральных и нравственных устоев играет важную роль в укреплении доверия и повышения уверенности к каждому члену семьи.

  • Чувство значимости и необходимости. Важно, чтобы каждый член семьи знал, что его любя, ценят, в нем нуждаются. Даже будучи сплоченной семьей, каждому члену семьи должно быть выделено пространство и предоставлена свобода для деятельности. Семья это то место, где можно собираться без «особых» случаев, праздников, это безопасное место, в которое можно вернуться, когда что-то не получилось, вас примут, выслушают, поддержат, помогут.
  • Гибкость в решении семейных проблем – путь к счастью и ощущению комфорта. В каждой семье устанавливается свой порядок, режим дня, структура, правила. Но слишком много правил и порядка может привести к ухудшению отношений и появлению обид.
  • Честностьобразует глубокую связь между членами семьи. Поощряйте честность, практикуя понимание, уважение любых поступков, которые совершают ваши близкие. Если вы будете сердиться на то, что произошло, вероятнее всего, в следующий раз от вас скроют информацию, чтоб избежать неуважения к своей личности.
  • Необходимо научиться прощать людей, которые вас обидели. Все делают ошибки. Жизнь слишком коротка, чтобы тратить ее на обиды. От обидчика вам стоит получить ответы на все волнующие вас вопросы и сделать  выбор – принять, простить, отпустить и идти дальше.
  • Учитесь быть щедрымина внимание, любовь, время, общение, даже на некоторые ваши материальные владения
  • Общение – отдельное искусство. Передача информации, чувств – важный элемент становления семейных отношений. Когда люди чувствуют, что легко и открыто могут выражать свои мечты, надежды, страхи, успехи, неудачи, то это способствует только укреплению брачных уз. Отсутствие общения приводит к тому, что малые вопросы перерастают в более крупные, которые заканчиваются ссорами, избеганием, разводом.
  • Ответственность. Все мы хотим казаться для других ответственными людьми. Некоторые из нас более ответственные, другие – менее ответственные. Чувство ответственности не требует много «подталкиваний», чтобы выполнить работу вовремя и правильно.
  • Традиции- это то, что делает семью уникальной, они сплачивают всех членов семьи.
  • Будьте примером для подражания.Взрослые выступают примером для своих детей. Они передают им свои навыки решения проблем, совместной работы, общения и др.
  • Оцените свой вклад в развитие и укрепления ваших семейных уз.Хотя семейные отношения основаны на сильных кровных связях, все же в большой семье с течением времени чувства близости ослабевают, поэтому необходимо дополнительно прилагать усилия и уделять время для сохранения крепких семейных уз. Время от времени вы должны напоминать себе о важности семьи в вашей жизни.

Семья – это первая школа жизни для нового, только что появившегося на свет человечка, это среда, в которой он учится использовать свои способности, чтобы понять внешний мир и справится с его непредсказуемыми подарками. Все, что вы узнали из вашей семьи, становится вашей системой ценностей, на основе которых формируются ваши действия. Счастливая, радостная семейная жизнь – не случайность, а великое достижение, основанное на труде и выборе. Создание семьи – ответственный поступок, который потребует много времени, затрат, сил, энергии. Но это достойное дело, это наше главное дело жизни. Хочется, чтобы наши поступки были достойны уважения.

 

ПРАВИЛА ЖИЗНИ, ВЫПОЛНЕНИЕ КОТОРЫХ ВЕДЕТ К ВЗАИМОПОНИМАНИЮ

  • СТАВЬ ИНТЕРЕСЫ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ ВЫШЕ СОБСТВЕННЫХ БУДЬ ПРЕДАН СВОЕЙ СЕМЬЕ, ИЗБЕГАЙ ВОЗМОЖНОСТИ ПРЕДАТЬ ЕЁ БУДЬ ВЕРЕН И НАДЕЖЕН УВАЖАЯ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ, УВАЖАЙ СЕБЯ ТЕРПИМО ОТНОСИСЬ К ЧУЖИМ ТОЧКАМ ЗРЕНИЯ ВОСПРИНИМАЙ ЛЮДЕЙ, КАК РАВНЫХ СЕБЕ УЧИСЬ СОПЕРЕЖИВАТЬ ДРУГИМ, СТАВЯ СЕБЯ НА ИХ МЕСТО УМЕЙ ПРОЩАТЬ И НЕ БУДЬ ОБИДЧИВ ЖИВИ В СОГЛАСИИ С САМИМ СОБОЙ И ДРУГИМИ ЛЮДЬМИ ПРОЯВЛЯЙ ЧУТКОСТЬ БУДЬ УВЕРЕН В СЕБЕ И ДОСТОИН СВОЕГО ДОМА БУДЬ СВОБОДЕН ОТО ЛЖИ И ОБМАНА УМЕЙ КОНТРОЛИРОВАТЬ СВОИ ЖЕЛАНИЯ И ПОСТУПКИ УПОРНО ИДИ К СВОЕЙ ЦЕЛИ, НЕВЗИРАЯ НА ПРЕПЯТСТВИЯ ВСЯ СЕМЬЯ ВМЕСТЕ, ТАК И ДУША НА МЕСТЕ ГДЕ ЛЮБОВЬ ДА СОВЕТ, ТАМ И ГОРЯ НЕТ ГДЕ МИР И ЛАД, НЕ НУЖЕН И КЛАД ЛУЧШИЙ КЛАД, КОГДА В СЕМЬЕ ЛАД В ГОСТЯХ ХОРОШО, А ДОМА ЛУЧШЕ В СВОЕМ ДОМЕ И СТЕНЫ ПОМОГАЮТ В СЕМЬЕ РАЗЛАД, ТАК И ДОМУ НЕ РАДm ДОБРОЕ БРАТСТВО ЛУЧШЕ БОГАТСТВА

УЧИТЕСЬ ЖЕРТВОВАТЬ СВОИМ ЛИЧНЫМ ВРЕМЕНЕМ РАДИ СВОИХ БЛИЗКИХ!!!

Да будет уютно и светло в Вашем доме!

 

свернуть

ФОРМИРОВАНИЕ У МОЛОДЕЖИ ПОЗИТИВНОГО ОТНОШЕНИЯ К СЕМЕЙНЫМ ЦЕННОСТЯМ

ФОРМИРОВАНИЕ У МОЛОДЕЖИ ПОЗИТИВНОГО ОТНОШЕНИЯ К СЕМЕЙНЫМ ЦЕННОСТЯМ

(любовь, верность, законный брак, деторождение, значимость человеческой жизни, почитание старших)

Формирование семейных ценностей

 

Молодость представляет собой период активного формирования устойчивой системы ценностей, становления самосознания и социального статуса личности. Ценностные ориентации, социальные нормы и установки молодёжи определяют тип сознания, характер деятельности, специфику проблем, потребностей, интересов, ожиданий молодёжи, типичные образцы поведения. С одной стороны молодёжь представляет собой самую мобильную, динамичную часть нашего общества; с другой стороны, в силу ограниченного характера её практической, созидательной деятельности, неполной включённости молодого человека в систему общественных отношений – самую социально неподготовленную, а значит и уязвимую её часть. Процесс формирования ценностных ориентаций личности является сложным и многогранным, так как в различные периоды жизни видоизменяется иерархия ценностных ориентаций, не теряя при этом определяющего значения для жизнедеятельности личности.

Формирование личности

 

Тема ценностных ориентаций личности приобретает особую значимость, так как именно они определяют функционирование и развитие человека. Ценностные ориентации составляют важнейший компонент структуры личности, являясь социальными в виду исторической обусловленности и индивидуальными по отношению к опыту конкретного субъекта. Они проявляются во всех областях человеческой жизнедеятельности и выполняют функцию регуляторов поведения.

 

 

Ценностные ориентации молодежи выражают не только личностные интересы и потребности молодежи, но и отношение к обществу, его проблемам. Изучение ценностных ориентаций дает возможность корректировать ценности в нужном направлении.

 

Ценности, - писал В.П. Тугаринов, - это то, что нужно людям для удовлетворения потребностей и интересов, а также идеи и их побуждения в качестве нормы, цели и идеала".

 

Семейные ценности - положительные и отрицательные показатели значимости объектов, относящихся к основанной на единой совместной деятельности общности людей, связанных узами супружества-родительства-родства, в связи с вовлеченностью этих объектов в сферу человеческой жизнедеятельности, человеческими интересами, потребностями, социальными отношениями.

 Семейный брак

Немыслимо говорить о возрождении института семьи, не занимаясь подготовкой молодежи к браку. Для того чтобы молодежь могла гармонично строить свои взаимоотношения в будущем браке, ей необходимо знать особенности общения, межличностных отношений в современной семье. Открытость семьи, ее обращенность к прошлому и будущему создают реальную основу для перехода к новому обществу, которое нуждается в прочном семейном механизме.

 

Классификация семейных ценностей вытекает из определения семьи. Семейные ценности можно разделить по элементам связи внутри семьи. Выделяется три группы семейных ценностей:

* ценности, связанные с супружеством;

Ценности родства

* ценности, связанные с родительством;

* ценности, связанные с родством.


Среди всего многообразия ценностей супружества можно выделить такие основные ценности, как ценность брака, ценность равноправия супругов/ценность доминирования одного из них, ценности различных половых ролей в семье, ценность межличностных коммуникаций между супругами, отношений взаимоподдержки и взаимопонимания супругов.

 

 

К основным ценностям родительства относятся ценность детей, включающая в себя ценность многодетности или малодетности, а также ценность воспитания и социализации детей в семье.

 

 

К ценностям родства можно отнести ценность наличия родственников (например, братьев и сестер), ценность взаимодействия и взаимопомощи между родственниками, ценность расширенной или нуклеарной семьи. 

 

На данном этапе развития белорусского общества, когда жизнь чрезвычайно сложна и динамична, важно зафиксировать и понять ценности, которыми руководствуются молодые люди и которые во многом определяют обыденное сознание и повседневные представления о настоящем и будущем вступающих в жизнь поколений.

 

В современном обществе произошла смена позиций во взаимодействии трех разно уровневых субъектов: общества, семьи как малой группы и индивида. Наблюдается феномен перевернутой пирамиды: если раньше в ее основании находился индивид, а на вершине - общество, то теперь они как бы поменялись местами - в основании пирамиды находится общество, а на вершине - индивид. Семья сохранила свое срединное положение в этой иерархии, в том смысле, что как являлась, так и является каналом разрешения противоречий между социумом и индивидом. Но сменились акценты в оценке значимости семьи, произошла переоценка тех моделей семьи, которые мы наблюдали, казалось, совсем недавно и тех, которые в современных условиях классифицируются как альтернативные, возвращение семье функции накопления частной собственности и передачи ее по наследству.


Пирамида Маслоу

Трансформация семейных ценностей находит свое выражение в следующих процессах:

1. Высокий уровень разводимости, рост внебрачной рождаемости привели к увеличению числа неполных семей;

2. Снизился жизненный уровень - плохие жилищные условия, низкий уровень семейного бюджета;

3. Чрезмерная занятость и нервные перегрузки родителей ведут к снижению качества семейного воспитания, к обострению конфликтности - стрессы, депрессии.

 Развод

Наряду с традиционной моделью, ядро которой составляют живущие в пожизненном браке супруги и рожденные в браке дети, получают общественное признание и другие модели: временное сожительство супругов, неполная семья, возникающая после развода, материнская семья, сложные семейные связи и т.д.

 

В традиционной модели для ритуала предбрачного поведения принципиальным является участие, воля или хотя бы согласие родителей на брак. Для современной модели поведения характерны браки по личной договоренности партнеров. Брачный период представлен многовариантностью полоролевой структуры семейной организации. Меняется отношение к разводам и серийным бракам: от маргинального до легализации. Закономерности изменения семьи созвучны общесоциальным переменам, модернизация глобального общества влечет за собой трансформацию отдельных институтов.

 

 

Результаты многолетних социологических исследований социальных ориентации молодежи показывают, что радикальные изменения социально-экономических условий и социокультурных ориентиров, происходящие в последнее время в нашей стране, вносят определенные изменения как в структуру ценностных ориентации молодежи, так и в содержание брачно-семейных установок. Так, в структуре ценностных ориентации молодежи на протяжении многих лет доминирующее место занимали ценности психологического характера: общение, любовь, семья. Результаты последних исследований показывают, что ценности экономического характера, ориентации на высокие жизненные стандарты и индивидуальное благополучие начинают занимать приоритетное место в структуре ценностных ориентации, постепенно вытесняя ценности психологического порядка, которые пока сохраняют свою значимость для 83 % респондентов в качестве основной ценности и мечты о "настоящей любви".

 

Высокая значимость семейной жизни в структуре ценностных ориентации молодежи сохраняется, лишь 2 % респондентов опроса ориентируются на безбрачие. Однако вступление в брак молодежь связывает с достижением экономической самостоятельности, необходимой для создания благополучной семьи, поэтому на ранние браки ориентируется сравнительно небольшая группа респондентов (11 %).

 Бабушка ждет внуков

Российский государственный социальный университет провел исследования и издал энциклопедию "Российская семья", где отмечены вновь выявленные тенденции в развитии семейных отношений. Так, при исследовании потерь и приобретений в организации семейной жизни и семейных традиций указывается, что наиболее значимыми стали: утрата связи поколений, воспитания внуков бабушками и дедушками, потеря ощущения кровного родства, родственников редко навещают, уходит в прошлое бескорыстная помощь (она все чаще становится результатом финансового соглашения).

 

Итак, позитивные ценностные ориентации, жизненные ориентиры молодежи представляются весьма актуальными, так как это завтрашний потенциал страны, и от того, какие ценностные ориентации традиционной белорусской культуры будут восприняты и сформированы у молодежи, во многом зависит перспектива развития Беларуси. Семья сегодня, безусловно, нуждается в поддержке и общества и государства. Важно пропагандировать ценности брака, семьи, детей, организовывать социально-психологическое консультирование по проблемам брака, семьи, рождения и воспитания детей и т.д. Повысить уровень брачности, рождаемости, интерес к семейным ценностям среди молодежи - значит получить заметный эффект в социально-демографическом развитии страны.

 

 

 

свернуть

Главные семейные ценности и как их обрести

Какие главные и семейные ценности играют важную роль в жизни каждого взрослого человека? Современные представления о семье несколько отличаются от традиционных, и это может быть спорной темой. Когда речь идет про семейные ценности, примеры бывают разными, но в их основе всегда лежит несколько неизменных понятий.Главные семейные традиции уникальны для каждой семьи. Их перечень бесконечен. В каждом доме есть свои правила, обычаи, идеалы, по которым живут все члены семьи. Они живут, стараясь не нарушать их. Несмотря на то, что все семьи кардинально отличаются друг от друга, есть десять основных ценностей, которые важны каждой семье.

Главные семейные ценности и как их обрести

Определенные семейные ценности и традиции для каждой семьи дают возможность сплотить всех ее членов, и в особенности представителей разных поколений. Зачастую, когда отношения длятся достаточно продолжительное время, в них появляются слабые места. Особенно, если что-то в жизни пошло не по четко определенному плану. Некоторые семейные традиции играют важную роль в укреплении доверия и уверенности.

Любовь в семье

Как известно, любовь — это наиболее важная ценность. Для того чтобы сохранить это чувство, необходимо чаще говорить друг другу о своих искренних чувствах. Родители должны прививать своему чаду это чувство, чтобы оно формировалось с самого рождения с самого рождения. Это большой шаг к саморазвитию ребенка.

Взаимопонимание между мужем и женой

Это основа крепких отношений между супругами. Они должны слушать друг друга, делиться своими переживаниями, выражать собственные эмоции. Только это является основой каждой семьи. Если нет диалога, то постепенно муж и жена отдаляются друг от друга, что позднее приводит к разводу.

РЕКЛАМАУважение друг к другу

Супругам следует принимать мысли, чувства и увлечения друг друга. Каждая из сторон должна принимать своего партнера таким, какой он есть. Необходимо слушать своего мужа или жену, идти на компромисс в сложных ситуациях. У каждой из сторон должна быть свобода выбора, возможность выражать собственное мнение.

Верность партнеров

Для того чтобы муж или жена не заводили отношения на стороне и хранили верность своим возлюбленным, необходимо проявлять внимательность, заинтересованность партнером. Верность представляет собой норму отношений, создающую крепкую семью. Она закаляет дух и помогает противостоять искушениям.

Внимательность в паре

Умение слушать и слышать, уступать — это ценности в семье, которые занимают важное место. Внимательный партнер должен замечать изменения в настроении своего возлюбленного, другие мелочи, которые имеют значение для второй половинки. Если человек не обращает внимания на своего мужа или жену, то это рано или поздно приведет к краху отношений.

 

 

 

РЕКЛАМА

 

Принадлежность

Во многих семьях крайне важна сплоченность. Необходимо, чтобы каждый человек чувствовал себя частью семьи. Дочь или сын, муж или жена — всем необходимо ощущать себя нужными, неотъемлемой частью семьи. Человек должен иметь свободу выбора. Он должен заниматься любимым делом. Важно, чтобы член семьи знал, что у него есть одно безопасное место, где его всегда ждут и любят.

Гибкость

У некоторых именно это основная ценность в семье. Невзирая на уже сформированные определенные порядки и устои, не стоит забывать о том, что иногда полезно проявлять гибкость в собственных решениях. Важно уметь находить компромисс в непростых ситуациях. Необходимо учитывать мнение каждой стороны, решать проблемы семейно — сообща.

Честность

Если родители честны со своими детьми и наоборот, а также муж и жена не обманывают друг друга — то в такой семье всегда будет царить гармония. В таком доме никогда не будет ссор, недопонимания, размолвок. Важно также, чтобы честность проявлялась не только между членами одной семьи, но и с окружающими.

 

Доброта

Человек должен уметь отличать добро от зла. Этому обычно учат родители своих подрастающих детей. Естественное желание быть добрым и чутким человеком является основой нравственности. Добрым можно назвать поступок, который способен сделать окружающий мир лучше, чище. Ценности семейной жизни помогают обществу стать гармоничным.

Любопытство

Необходимо интересоваться жизнью каждого члена семьи и не быть безразличным. Это одна из важных семейных ценностей, которая поможет поддержать близкого человека в трудную минуту, если любопытство поможет узнать, что у него произошло. Это одна из составляющих характера человека, которая позволяет проявлять сочувствие и предлагать помощь, когда близкий человек в ней нуждается.

 

 

 

свернуть